Как стало известно “Ъ”, антидемпинговое расследование в отношении импорта в страны Таможенного союза (ТС) легких коммерческих автомобилей (LCV) может обернуться резким ростом пошлин. Выше всего угроза для Volkswagen, Mercedes-Benz, Fiat и Peugeot-Citroen, которые ввозят машины из Германии и Италии: для них пошлина может вырасти с 10% до 40%. Легче всего может отделаться Ford — пошлина на машины из Турции, где у компании завод, составит 20%. Расследование инициировала “Соллерс”, и, если меры будут приняты, и она, и группа ГАЗ смогут увеличить долю на рынке, а иностранным автоконцернам придется локализовать производство LCV в России.
Источники, близкие к Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Таможенного союза, чиновники и участники авторынка рассказали “Ъ”, что 12 апреля консультативный комитет по торговле при ЕЭК рассмотрел предварительные итоги антидемпингового расследования в отношении импорта в страны ТС легких коммерческих автомобилей из Германии, Италии, Польши и Турции. Расследование инициировала “Соллерс” осенью 2011 года. “Комиссия сочла убедительными доказательства демпинга при импорте LCV с дизельным двигателем, поэтому, скорее всего, будут введены пошлины”,— говорит один из собеседников “Ъ”.
Сейчас пошлина на дизельные LCV составляет 10%, антидемпинговые пошлины добавятся к ней на пять лет. Пока ставки не утверждены, но рассматривается увеличение пошлин на машины из Германии до “более 40%”, из Италии — “чуть ниже”, но “не менее 40%”. Меньше всего пострадает импорт из Турции, там речь идет о росте пошлины “примерно до 20%”. Источники “Ъ” не знают, на каком уровне будет пошлина на машины из Польши, но один из них предполагает, что, поскольку оттуда в основном ввозятся LCV Volkswagen, пошлина может быть такой же, как и в отношении автомобилей из Германии.
В ЕЭК подтвердили “Ъ”, что расследование вышло на “финальную стадию”, решение должно быть принято “в течение нескольких недель”, консультации с представителями ЕС и сбор комментариев “от заинтересованных сторон” продолжаются. Ставки пошлин в ЕЭК комментировать отказались.
Из материалов расследования, опубликованных на сайте ЕЭК, следует, что оно проводится в отношении LCV полной массой 2,8-3,5 т с дизельным двигателем объемом до 3 л и типом кузова “фургон” или “комби—грузопассажирский фургон”. Конкретные производители в документе не упоминаются. Источник “Ъ” на рынке поясняет, что расследование проводится “в отношении того типа LCV, который наиболее активно импортируется”, поэтому, например, в описании LCV указан именно дизельный двигатель. Расследовано было начато в основном на основании данных о росте импорта этих автомобилей в 2008-2011 годах, которые были приведены в заявлении “Соллерса”. Разные уровни пошлин связаны, скорее всего, с разницей между ценой в России и на внутреннем рынке конкретной страны. По данным “Соллерса”, для LCV из Италии она превышала 132%, из Польши — 70%, из Германии — 65%, а из Турции — 17%. Источники “Ъ” на рынке добавляют, что расследование “стало очень актуальным как защитная мера после присоединения России к ВТО”, так как пошлина на LCV с дизельным двигателем упала с 25% до 10%.
Введение пошлин в первую очередь ударит по импорту Volkswagen (концерн ввозит LCV из Германии и Польши), Mercedes-Benz (из Германии), Fiat и Peugeot-Citroen, которые в основном поставляют LCV в Россию с совместного завода в Италии. Меньше пострадает Ford, которая поставляет автомобили из Турции. Собеседники “Ъ” говорят, что самые высокие пошлины для Volkswagen и Mercedes могут быть введены в том числе потому, что они “не сотрудничали с расследованием”. В ЕЭК подтверждают, что “Volkswagen и Daimler отказались сотрудничать”. Ford, добавляют источники “Ъ”, уже локализовала производство Transit в России на мощностях СП с “Соллерсом” (в Елабуге) и снижает импорт.
По данным ФТС, в 2012 году из Германии было импортировано 10,6 тыс. LCV с дизельным двигателем массой не более 5 т, эта цифра почти не отличается от данных 2011 года. Импорт LCV из Италии вырос на 71% — до 18,7 тыс. автомобилей, из Польши — снизился на 13%, до 623 машин, резко упал и импорт из Турции — в восемь раз, до 911 машин. Таким образом, всего в 2012 году из четырех стран было импортировано 30,8 тыс. машин, на 5% больше, чем в 2011 году. При этом, по данным Ассоциации европейского бизнеса, рынок LCV массой менее 6 т по итогам прошлого года вырос на 7% — до 188 тыс. автомобилей. Его лидером являются группа ГАЗ (90,2 тыс. машин) и УАЗ (входит в “Соллерс”; 27,8 тыс. автомобилей). Продажи Volkswagen составили 16,1 тыс. машин, более 40% (7,2 тыс.) от них пришлось на модель Transporter, которая может попасть под действие пошлин. У Fiat на модель Ducato, которая тоже попадает под действие расследования, приходится 94% продаж (5,6 тыс.). Модели Jumper и Boxer, которые также попадают в зону риска, обеспечивают Citroen и Peugeot 65% и 77% соответственно от годового объема продаж LCV в России.
“На фоне общего замедления рынка и продаж LCV защитные меры очень кстати для отечественных производителей”,— говорит Владимир Беспалов из “ВТБ Капитала”. Он отмечает, что на этом фоне правительство уже начало разрабатывать не противоречащие ВТО механизмы поддержки автопрома и антидемпинговые расследования, как допустимые организацией меры они могут начать использоваться достаточно часто. В самой ЕЭК также заверяют, что “комиссия проводит расследования строго в соответствии с нормами ВТО”.
По мнению Владимира Беспалова, из-за введения пошлин импорт LCV, на который сейчас приходится около трети рынка, может упасть до примерно на 20% и стимулировать иностранные автоконцерны локализовывать производство в России — например, на ЗиЛе. По данным источников “Ъ”, запуск производства LCV на ЗиЛе рассматривают Fiat, Peugeot-Citroen и Renault. Mercedes планировала в этом году начать производство LCV Sprinter на мощностях группы ГАЗ. Но, отмечает Владимир Беспалов, организация сборки потребует времени, за которое группа ГАЗ, только начавшая производство новой модели “Газели” Next, и “Соллерс” в партнерстве с Ford могут нарастить доли на рынке.
Источник
Источник