Снизить тарифы на ЖКХ можно, но не выгодно
Жители российских городов давно уже привыкли к ежегодному подорожанию услуг ЖКХ. Как правило, на Новый год и в середине лета власти “радуют” нас очередным повышением тарифов. Но от чего они зависят? Как они формируются? Почему житель России платит намного больше европейцев? На эти вопросы вот уже столько лет никто не может получить внятного ответа.
Какие услуги считаются жилищными?
Жилищные услуги — это работы по управлению многоквартирным домом, а также работы по содержанию, текущему ремонту имущества в многоквартирном доме. За управление многоквартирным домом взимается плата, которая предусматривает:
— расходы на содержание компаний, которые обслуживают и ремонтируют общедомовое имущество, заключение договоров на поставку коммунальных ресурсов, оплата услуг специализированных организаций, которые эксплуатирую общедомовое имущество;
— оплату услуг расчетного центра, отвечающего за расчеты платежей, формирование извещений на оплату ЖКХ, обработку показаний счетчиков учета коммунальных ресурсов. Стоимость услуг ЖКХ состоит из:- расходов на содержание общего имущества жилого дома (фасада, чердака, подвалов, крыш и подъездов);- расходов на техническое обслуживание коммуникаций, технических устройств, в частности лифтов и технических помещений дома;- вывоза бытовых отходов;- содержания придомовой территории. Так как каждый дом имеет свои индивидуальные особенности, расходы на его содержание тоже будут различными. Почему растут тарифы? Это самый животрепещущий вопрос. Как правило, повышение тарифов ЖКХ связано с повышением цен на энергоносители и другие расходные материалы. Эти виды расходов считаются основными в структуре себестоимости тарифов ЖКХ в многоквартирном доме.
В России услуги ЖКХ стоят в 2 раза дороже, нежели в Европе
Москва давно занимает лидирующие позиции по стоимости недвижимости, однако от западных государств российская столица раньше выгодно отличалась невысокими тарифами на услуги ЖКХ. Но за последние семь лет ситуация кардинально изменилась. Казалось бы, Российской Федерации не нужно ничего импортировать — ни электроэнергию, ни газ, ни тем более воду, однако цены все равно растут.
В европейских странах рост тарифов ЖКХ контролируется государством и самим рынком. Вся инфраструктура ЖКХ (электросети, трубы и прочее) находится в общем пользовании обслуживающих компаний. Каждое государство находило свой собственный подход. В ряде стран инфраструктура национализирована, ее обслуживают специальные подрядчики, которым платит либо государство, либо же сами компании.
В некоторых странах инфраструктуру передали частным компаниям, но этим компаниям на законодательном уровне запрещено заниматься поставками воды, газа или электроэнергии. Тарифы таких компаний, владеющих инфраструктурой или обслуживающих ее, регулируются государством, а оно не допускает монополизации и роста цен.
Читайте также: Оплачивать замену лифта теперь будут жильцы?
Например, в Великобритании каждый человек сам может выбирать поставщика услуг. Все компании на законодательном уровне вправе использовать сетевую инфраструктуру (электросети, трубы и так далее), то есть, все равны. Человек вправе выбрать ту компанию, чьи условия или тарифы ему подходят больше всего. Если в последствии он будет недоволен оказанными услугами, он легко сможет заменить поставщика. Поэтому в Великобритании на рынке услуг ЖКХ высокая конкуренция среди компаний, и единственным инструментом привлечения клиентов является ставка тарифов.
Зачастую компании проводят различные акции, предлагая подписать контракт с их компанией на пять лет, получив при этом определенную скидку либо же фиксированную ставку на все пять лет. Так же обстоят дела и в других странах Европы. На рынке поставщиков электроэнергии ситуация обстоит еще интереснее. В Европе счетчики электроэнергии оборудованы ключом с микрочипом.
Этот чип привязан к счету в конкретной энергетической компании. Владелец этого ключа в любомтерминале может пополнить этот счет. Хозяин жилья при этом может иметь несколько таких ключей и лично выбирать поставщика услуг. С газоснабжением похожая ситуация. Только разница состоит в том, что для газовых счетчиков применяется пластиковая карта, а не ключ с микрочипом.
В остальном же технология работы идентична. Эти технологии обеспечивают высокую конкуренцию среди поставщиков услуг ЖКХ в Европе, что приводит к уменьшению их стоимости. Государство следит только за тем, чтобы на рынке услуг ЖКХ среди поставщиков электроэнергии, газа, воды не появлялись монополии. Государственные органы также регулируют ценовую политику поставщиков этих услуг. Под регулирование не подпадают только поставки электричества и газа, поскольку этими энергоносителями торгуют на бирже.
Государство контролирует тарифы на воду и сервисные сборы (за обслуживание близлежащей территории и самого дома). Для этого государство применяет специальные индексы повышения цен, которые ежегодно публикуются. Например, если он составляет 3 процента, то поставщикам воды разрешается повысить цену не более чем на три процента за год. Меньше либо вообще не повышать — можно, но больше — нельзя. Эти индексы рассчитываются специальными аналитическими департаментами на основании разработанных методик, которые учитывают все необходимые факторы.
Также государства Европы очень четко и жестко контролируют финансовую деятельность компаний-поставщиков, чтобы предотвратить случаи мошенничества и краж. Все поставщики проходят полный аудит у независимых фирм, а результаты этого аудита находятся в открытом доступе, и с ними может ознакомиться любой потребитель. В России же владелец жилья не может выбирать поставщика услуг ЖКХ. На отечественном рынке установлена олигополия (существует только видимость конкуренции, но на самом деле все подчинено единому центру).
Эта олигополия и порождает бесконечный рост тарифов. Все услуги в России централизованные. К примеру, житель какой-либо московской многоэтажки не может эксплуатировать свой собственный котел, выбирая компанию-поставщика, как это делается во всем цивилизованном мире. В европейских странах в любой квартире есть свой бойлер, к которому подключена только холодная вода. В России все коммуникации очень старые, поэтому очень часто случаются разного рода аварии и утечки.
Это приводит к тому, что месячные счета потребителей повышаются на размер утечки. К сожалению, подобные утечки случаются очень часто, а люди, безусловно, недовольны, поскольку платить за эти аварии и утечки приходится именно им. Если человек решит подать в суд, ему придется заниматься этим полтора-два года, после которых ему выплатят мизерную компенсацию.
Именно поэтому люди предпочитают не связываться с судами, чем активно пользуются те, кто хочет на этом нажиться. В европейских странах понятия утечек не существует. Если что-то подобное произошло, то вся ответственность и все затраты на ее устранение ложатся исключительно на поставщика или его страховую компанию, которая застраховала такие риски.
К примеру, на оплату услуг ЖКХ в среднестатистической московской двухкомнатной квартире ежемесячно уходит 4-4,5 тысяч рублей (примерно 100 евро). Если взять среднестатистический показатель в европейских странах, то он меньше где-то на 60 процентов. При этом следует учитывать, что Европа импортирует газ и частично электроэнергию.
Если же сравнивать с США, которые, как и Россия, не импортируют газ и электроэнергию, то владелец двухкомнатной квартиры в Штатах платит в 2 раза меньше россиянина — на уровне 50 долларов. Многие люди понимают, что платят неадекватную цену за услуги ЖКХ, но ничего не могут с этим сделать. Чтобы улучшить эту ситуацию и снизить тарифы, мы должны брать пример с Европы — отказаться от монополии, увеличить количество компаний, предоставляющих подобные услуги, дать каждому человеку право самостоятельно выбирать фирму-поставщика. Нормальная конкуренция приведет к снижению тарифов и повышению качества предоставляемых услуг.
Источник