Весь этот месяц мусульмане проводят в строжайшем посте, вследствие чего слово “рамадан” часто употребляется в значении мусульманского поста. В 2013 году Рамадан начнется 9 июля.
Пост в лунном месяце Рамадан является одним из пяти Столпов ислама – столь важным, что мусульмане верят – за тех, кто не успел восполнить до своей кончины пропущенные дни поста, должен компенсировать их опекун (или потомки), ибо за ними – не возданный долг Аллаху.
Пост (араб. саум, перс. руза, тюрк. ураза) начинается в первый день месяца Рамадан и соблюдается в течение всего месяца и обязателен для всех взрослых здоровых ритуально чистых людей. Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень большое значение при совершении религиозных обрядов, так как тахара сводится не только к поддержанию внешней чистоты и опрятности, но в религиозно-этическом, культовом смысле означает освобождение от всего оскверняющего.
Начало поста определяется видением луны. К заходу солнца 29-го дня месяца ша’бан нужно следить за появлением луны, так как месяц ша’бан может иметь и 29 дней. Тот, кто после захода солнца увидит луну, должен сообщить об этом имаму (кадию).
Начало месяца Рамадан устанавливается как видением луны, так и исполнением 30 дней месяца ша’бан. Если по истечении тридцати дней месяца ша’бан луны на небе не будет (пасмурная погода, пыль и т.д.), то для объявления начала месяца Рамадан достаточно свидетельства одного совершеннолетнего сознательного мусульманина.
При ясном небе для точного установления начала месяца необходимо подтверждение целой группы людей, так как в данном случае свидетельства одного человека недостаточно. Каково должно быть количество человек в этой группе, определяет имам.
Для определения же конца месяца Рамадан при пасмурной погоде важно свидетельство двух самостоятельных совершеннолетних мусульман или одного мужчины и двух женщин. Но если погода ясная, нужно, чтобы луну видела опять-таки группа людей. Для местности, где месяцами бывают полярные дни или ночи, время поста устанавливается по наиболее близкому к этой местности началу и концу месяца.
От поста освобождаются беременные, кормящие и больные женщины, дети, престарелые и все те, кто занят на тяжелых работах, участвует в военных действиях, путешествует и т.д. Те же, кто временно освобожден от поста или нарушил его случайно, должны поститься после окончания месяца Рамадан в течение потерянных дней. Добровольные посты сверх обязательного рекомендуются главным образом в месяцах раджаб, ша’бан, шавваль и мухаррам. Запрещается поститься в дни великих праздников и в случае опасности; порицается пост в пятницу (мусульманский выходной), субботу (день иудеев) и воскресенье (день христиан).
Согласно широко распространенному мнению, пост, особенно в месяц Рамадан, является лучшим средством искупления грехов, совершенных в течение года.
В исламе, в отличие, например, от христианства, нет посредников между Богом и человеком, отсутствует и духовенство (в христианском понимании), которое может отпускать грехи верующему от имени Бога. Мусульманин сам отвечает перед Аллахом за свои грехи.
Мусульманские богословы трактуют пост как средство обуздания страстей, порожденных животным началом (нафс) в человеке. Во время поста верующий, концентрируя волевые усилия, освобождается от инстинктивных пороков и совершенствует в себе человеческое духовное начало (кальб), тем самым как бы облагораживается человеческая натура.
Соблюдение 30-дневного поста в месяце Рамадан связано с упоминанием в Коране о том, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал пророку Мухаммеду в виде откровения Коран.
По поводу поста в Коране сказано: “О те, которые уверовали! Предписан вам пост, также как он предписан тем, кто был до вас, – может быть, вы будете богобоязненны – на отсчитанные дни; а кто из вас болеет или в пути, то – число других дней. А тех, которые могут это, – выкуп накормлением бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, – это лучше для него. А чтобы вы постились, это – лучше для вас, если вы знаете” (2:179, 180).
В Коране также говорится: “Разрешается вам в ночь поста приближение к вашим женам: они – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Узнал Аллах, что вы обманываете самих себя, и обратился к вам, и простил вас. А теперь прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи” (2:183).
Важная особенность мусульманского поста именно в том, что поститься необходимо в светлое время суток, ночью же есть, пить и приходить к женам разрешено. Но от зари и до заката, помимо принятия пищи и супружеской близости, запрещаются курение, вдыхание ароматных запахов, нельзя также закапывать капли, задерживать содержимое кишечника, пускать кровь или ставить банки. В то же время, если человек сделает это не намеренно, это не считается нарушением поста.
После заката постящийся должен принять легкую пищу – фитур, вторая еда – сахур – принимается перед возобновлением поста на заре. Вечерний обряд разговенья называется ифтар; вечернее разговенье – благословенное время, потому на него стараются пригласить родственников, близких друзей и соседей, и считается, что мусульманин, устроивший угощение, может рассчитывать на прощение грехов и место в раю. Часто на ифтар приглашается мулла или образованный человек, который может прочитать молитвы, и знает многочисленные рассказы о жизни пророка, членов его семьи и сподвижников.
Все мусульмане стараются в этот период предаваться размышлениям об Аллахе и его учении. В память о ниспосланном в этом месяце Коране стараются провести время в чтении Корана и пересказах его наставлений тем, кто не умеет читать по-арабски.
Начинается пост обрядом “встречи”, когда ждут на небе появления молодой луны. Луну нередко высматривают в воде пруда, реки или колодца. Начало поста в разных странах возвещается пушечным выстрелом, барабанным боем, трубными звуками либо знаменем, поднятым на минарете.
Услышав призыв (азан), мусульмане отправляются в мечеть к утренней молитве и в течение месяца должны повторять формулу: “я намерен поститься постом месяца Рамадан от утренней зари до заката солнца единственно ради Всевышнего”.
Конец 30-дневного поста отмечается в первый день месяца шавваля, следующего за Рамаданом.
Во время Рамадана в мусульманских странах заметно снижается деловая активность, уменьшается рабочий день, усиливаются религиозные настроения; повседневная жизнь смещается на вечернее и ночное время суток.
Источник