На брачном пути «шпионов» — настоящая полоса препятствий: аннулированный паспорт жениха и отсутствие ЗАГСа в транзитной зоне
В ночь на четверг, 4 июля 2013 года, всемирную сеть взбудоражило откровенное сообщение Анны Чапман, бывшей сотрудницы российских спецслужб, в микроблоге Twitter. «Сноуден, женишься на мне?!», – написала девушка. Никто не знает, решила она таким образом пошутить или нет. Но в том, может ли в такое предложение воплотиться в жизнь, попробовал разобраться «МК».
«Snowden, will you marry me?!», – такое своеобразное предложение руки и сердца опубликовала в ночь на четверг русская «фамм фаталь», как называет её британская газета Daily Mail, Анна Чапман. По мнению журналистов этого издания, «твитт» этой огненно-рыжей красавицы был очень милым и лаконичным — очевидно, шпионам по-другому просто нельзя.
Пожалуй, большая часть пользователей Интернета сразу поняла, что подобное онлайн-предложение — не более чем забава. Но, с другой стороны — а чем чёрт (а уж тем более рыжая дьяволица) не шутит?.. Многие могли бы сказать, что Анна Чапман и Эдвард Сноуден составили бы идеальную пару — этакий трогательный шпионский роман…
Она — бывшая сотрудница российских спецслужб, которая была арестована в США в июне 2010 года вместе с девятью другими российскими разведчиками и получила обвинение в преступном сговоре с целью ведения деятельности в качестве незарегистрированных агентов иностранного правительства (тогда всех десятерых обменяли). Как сообщает интернет-энциклопедия Wikipedia, Анна уже была замужем — в 2002 году она оформила брак с британским подданным Алексом Чапманом, но через несколько лет рассталась с ним.
Он — теперь уже тоже бывший сотрудник спецслужб, только американских, которого власти этой страны разыскивают, чтобы обвинить в обнародовании секретной информации, и из-за этого переполошили уже несколько континентов.
Ему — тридцать, ей — тридцать один год. Какая могла быть пара! По крайней мере, уж скучно незадачливым шпионам бы точно никогда не было — они нашли бы, о чём поговорить…
К тому же, представители британских СМИ уже не преминули отметить, что внешне Анна Чапман очень похожа на бывшую пассию Сноудена Линдси Миллс, с которой он встречался в США — 28-летняя девушка работала танцовщицей. Они со Сноуденом вместе жили на Гавайях, но расстались перед его побегом из США. “Те, кто знает меня без моего “костюма супергероя”, должны понять, почему я в ближайшее время не буду ничего писать в блоге. Единственное, что я чувствую сейчас, это одиночество. Но это первый раз в моей жизни, когда я чувствую в себе силы жить дальше самостоятельно”, – написала Линдси в своем интернет-дневнике, который цитируют СМИ. Балерина призналась, что она долгое время не могла найти объяснение странному поведению своего бойфренда. После расставания с ним она впала в депрессию: “Он оставил меня одну, бросив в море без компаса”.
Как ранее писал «МК», во время скитаний из Гонконга в Москву Эдварда Сноудена сопровождала британка — сотрудница WikiLeaks Сара Харрисон. Девушка работает в Бюро расследовательской журналистики и в Центра расследовательской журналистики. После того, как часть сотрудников WikiLeaks порвала отношения с Джулианом Ассанжем, роль Сары Харрисон в этой организации существенно возросла. Британское издание The Guardian выразило мнение, что Харрисон стала «странным выбором» в качестве персоны, сопровождающей Сноудена, против которого в США возбуждено дело.
Кто знает, может, Анна Чапман действительно принадлежит именно к тому типу женщин, который привлекает Сноудена — и, встретившись со шпионкой, он бы действительно не устоял. Но, увы, пока что на пути к браку этих людей, захоти они сочетаться, ждёт множество тернистых кустов. Первый из них — тот факт, что Сноуден, скорее всего, пока даже не знает об объявленных матримониальных планах русской разведчицы. Ведь вряд ли она входит в число его подписчиков в Twitter — а хэштэга (поискового якоря) «#Snowden» Анна поставить к записи (пусть даже написанной по-английски) не догадалась. А это значит, что — увы! — даже если в транзитной зоне «Шереметьево» Сноуден и проверяет сообщения в соцсетях, лестное предложение вряд ли попадется ему на глаза.
Вторая проблема заключается в том, что ни одна страна в мире не разрешит сейчас Эдварду Сноудену вступать в брак — у него нет действительного паспорта. Напомним, что американские власти аннулировали документ Сноудена, и именно поэтому он не может сейчас никуда выбраться из транзитной зоны в Москве. Отсюда вытекает и следующая проблема: неужели свадьба может пройти непосредственно в транзитной зоне, праздничный банкет — в местном баре, а первая брачная ночь — в капсульном отеле? Теоретически — почему бы нет: ведь ЗАГС может предоставить возможность выезда сотрудника для заключения брака. Однако это, согласно действующему законодательству, разрешено только в случае тяжелой болезни одного из молодоженов — иначе брак может быть заключен только в отделе ЗАГС. А Сноуден пока что жив и здоров. С другой стороны — в США признает любой документ о заключении брака, выданный любым правительством, если он легальный и апостилизованный. Российские ЗАГСы, в свою очередь, позволяют регистрировать брак иностранцам и лицам без гражданства — это предусмотрено Семейным кодексом РФ. Но Сноуден в данной ситуации — лицо не без гражданства, а без паспорта. Поэтому строить матримониальные планы на будущее ему пока не стоит.
Похоже, единственная страна мира, которая могла бы выручить Сноудена и Чапман в данной ситуации — Парагвай: там разрешено заключение брака в присутствии лишь одного человека из пары и при наличии нотариально оформленной доверенности от другого. И такие браки признаются другими странами. Поэтому, если бы Анна Чапман обратилась в посольство Парагвая или отправилась непосредственно в страну за подобной помощью, то, вполне возможно, ей бы не отказали. Но для этого ей потребовалась бы нотариальная доверенность от Сноудена — её можно оформить лишь при наличии паспорта, который, напомним, у него аннулирован.