Российский авторынок в мае обвалился сразу на 12%, подтвердив тенденцию, наметившуюся с начала года. За все пять месяцев продажи машин просели на 4%. Столь серьезный спад заставил аналитиков скорректировать в худшую сторону годовой прогноз продаж. По мнению экспертов, если правительство не предпримет какие-то шаги для стабилизации экономики и стимулирования спроса на автомобили, исправить негативный тренд на рынке не удастся.
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в мае в России было продано 229 670 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 31791 штуку меньше, чем в этом же месяц годом ранее. В целом же за пять месяцев с начала года в стране было продано 1 091 968 машин, что на 4% меньше прошлогоднего показателя.
«К сожалению, тренд падения автомобильных продаж, отмечавшийся в России в течение последних трех месяцев, сохраняется и даже усиливается,
— комментирует полученные результаты эксперт комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — Участники рынка обеспокоены данной ситуацией и предполагают низкий спрос до ожидаемого во второй половине года постепенного увеличения».
По мнению эксперта, дальнейшая ситуация будет во многом зависеть от того, какие шаги для её исправления предпримет правительство. Шрайбер считает, что оно может принять меры для стимулирования экономического роста в целом и личного потребления в частности.
В предыдущий раз серьезное падение на авторынке произошло в 2009 году, что стало предвестником затяжного финансового кризиса. Российские власти для спасения автопрома ввели целый ряд протекционистских мер, в том числе повысив ввозные пошлины на новые иномарки на 25%. Кроме того, были запущены стимулирующие программы утилизации старых автомобилей и льготного автокредитования. Крупнейшие отечественные автопроизводители получили миллиардные кредиты от госбанков, которые не вернули до сих пор.
«В свете последних тенденций комитет автопроизводителей корректирует свой годовой прогноз по продажам легковых и легких коммерческих автомобилей в 2013 году до 2 800 000 штук, что на 150 000 единиц, или на 5%, меньше по сравнению с показателями продаж в 2012 году», — резюмирует Шрайбер.
Самой популярной маркой у россиян остается отечественная Lada: за пять месяцев реализовано 189 552 автомобиля.
Несмотря на первенство, «АвтоВАЗу» есть о чем задуматься – падение продаж у компании по сравнению с прошлым годом составило 8%.
В первой десятке лидеров лишь двум брендам удалось в этом году улучшить свои показатели. Идущий на втором месте Renault показал результат в 85 784 автомобиля, что на 10 064 машины больше, чем годом ранее (+13%). У вышедшей на третье место корейской марки Kia также наблюдается незначительный рост — 77 329 автомобиля (+5%). Еще один корейский бренд Hyundai сумел сохранить уровень продаж своих машин почти на прошлогоднем уровне — 72 587 машин, что на 1% хуже, чем в 2012-м. А вот Chevrolet, потеряв сразу 13%, откатился с третьего на пятое место: с начала года компанией было реализовано всего 65 345 машин.
Из попавших в первую десятку брендов самый сильный спад показали идущий восьмым Nissan (-17%) и расположившейся на 9-й строчке Ford (-18%). Из крупных производителей лучше других дела в этом году обстоят у Mitsubishi (+30%, 32 342 машины), а также премиальных немецких марок Mercedes (+18%, 15 870 автомобилей) и BMW (+18%, 15 703 автомобиля). Самый бурный рост демонстрируют китайские производители Great Wall (+83%) и Geely (+76%), однако уровень продаж у них на фоне остальных пока остается незначительным.
Первое место среди самых популярных моделей уверенно удерживает Lada Granta – 67 236 автомобилей, что на 83% больше, чем с января по май 2012-го.
В полтора раза уступает ей идущий следом Hyundai Solaris — 46434 автомобиля и падение спроса на 4%. Третьей по популярности моделью стала Kia New Rio – 36 189 машин, что на 6% больше, чем годом ранее.
Впечатляющий рост в 340% демонстрирует Renault Duster. Самый доступный на рынке кроссовер пользуется все большей популярностью: за пять месяцев было реализовано 33 176 машин (пятое место).
Главные неудачники этого года — Lada Kalina и Lada Priora. C появлением на рынке Granta и еще одной вазовской модели Largus спрос на эти автомобили значительно упал. Kalina с результатом в 34 173 автомобиля все еще удерживает четвертое место в списке самых популярных моделей, но спад продаж в 38% и наступающие на пятки конкуренты свидетельствует о том, что в дальнейшем она опустится в конец первой десятки. Что касается Priora, которая пользуется повышенной популярностью в южных регионах России, то у нее падение продаж оказалось еще сильнее – 45% (26 872 машины). Что касается упомянутой Largus, то сейчас дебютант демонстрирует неплохие показатели – 11-е место и 19 668 проданных машин.
Большинство остальных моделей из верхней части списка демонстрируют негативную динамику. Среди тех, кто может похвастаться серьезным ростом, кроссоверы Toyota RAV 4 (+36%, 15 913 машин) и Hyundai ix35 (+17%, 11 995 автомобилей).
«На рынке иномарок среднего и премиального классов наблюдается процесс стагнации, — считает директор дилерского центра Hyundai компании «Авилон» Михаил Жмаков. — Уже при выводе новых моделей на рынок производители вынуждены предлагать покупателям скидки и специальные кредитные программы. Клиентам сегодня сложно показать реальную ценность автомобиля и выгоду от выбора в пользу того или иного бренда».
Он отмечает, что лидерами продаж были и остаются бюджетные седаны, а вот спрос на внедорожники в последнее время, напротив, замедлился. Жмаков считает, что это связано со сложностями с парковкой, особенно в Москве.
«Стоки автомобилей 2012 года продаются не так быстро, как мы того ожидали, — продолжает Жмаков. — Скорее всего, распродажа прошлогодних автомобилей будет вестись еще в течение июня и июля, особенно у крупных дилеров».
Источник