Приоритеты и акценты в деятельности отрасли здравоохранения и социальной защиты населения задач определены Президентом Российской Федерации и Главой Чувашской Республики. Основная задача – создание благоприятных условий для здоровой и плодотворной жизни на основе предоставления доступных и качественных услуг медицинскими организациями и учреждениями социальной сферы с обеспечением в итоге экономического роста и социальной стабильности.
В 2012 году по сравнению с 2011 годом рост рождаемости отмечен в 20 районах и городах республики.
В республике возросло число повторных рождений. По предварительным данным учреждений здравоохранения, за 2012 год, по сравнению с 2011 годом, число детей, рожденных вторыми по очередности рождения, увеличилось на 10,7%, третьими – на 27,8%, четвертыми и более – на 15,5%.
Этому во многом способствовала социально направленная политика, проводимая в России и Чувашской Республике. В дополнение к российскому материнскому капиталу в республике с 1 января 2012 г. выплачивается республиканский материнский (семейный) капитал в размере 100 тыс. рублей семьям, в которых родился третий или последующий ребенок.
В рамках Указа Президента Чувашской Республики от 4 марта 2011 г. №23 «О дополнительных мерах поддержки многодетных семей в Чувашской Республике» многодетным семьям в Чувашской Республике предоставляются земельные участки на безвозмездной основе.
В целях дальнейшей стабилизации демографической ситуации Указом Главы Чувашской Республики от 27 июня 2012 г. № 77 с 1 января 2013 года введена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста трех лет.
В полном объеме сохранена инфраструктура отдыха и оздоровления детей. С каждым годом увеличивается количество детей, охваченных теми или иными видами санаторно-курортного лечения, круглогодичного отдыха и оздоровления. Положительной тенденцией летней оздоровительной кампании стало усиление внимания к социальной ориентации в организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что позволило предоставить всем детям равные возможности в реализации права на отдых и оздоровление.
Сохранению жизни и здоровья каждого рожденного ребенка, а особенно это важно в условиях перехода на новые критерии регистрации рождений, способствует четко организованная система предоставления медицинской помощи в службе охраны материнства и детства.
По показателю младенческой смертности Чувашская Республика находится на 1-м месте в ПФО. В Чувашской Республике в 2012 году умерло 90 детей первого года жизни, или 5,3 на 1000 родившихся живыми (РФ – 8,7, ПФО – 7,7). Однако в 2012 году допущен рост младенческой смертности от внешних причин на 20,0%, что ставит задачу развития системы социально-медицинского патронажа.
Коэффициент детской смертности от 0 до 17 лет включительно, за 2001-2012 годы увеличился на 9,1% (за счет роста младенческой смертности) и составил в 2012 году 69,7 на 100 тыс. соответствующего населения против 63,9 в 2011 году.
В 2012 году основные причины детской смертности обусловлены в 36,9% случаев внешними причинами смерти (2011 год – 39,2%). При этом удельный вес внешних причин смерти колеблется от 24% в возрасте до 1 года до 73,1% – в возрасте 15-19 лет (1-4 года – 33,3%, 5-9 лет – 62,5%, 10 -14 лет – 50%).
Руководителям учреждений социальной защиты совместно с руководителями медицинских учреждений необходимо обратить персональное внимание на:
-ведение полицевого учета семей, воспитывающих детей первого года жизни;
– осуществление административного контроля за качеством ведения патронажей детей первого года жизни, организацией медицинского обслуживания детей из семей, находящихся в социально опасном положении;
– незамедлительное информирование органов опеки и попечительства, при показаниях и других заинтересованных сторон (органов управления образованием, КДН, управления соцзащиты населения, правоохранительных органов, прокуратуры, местного самоуправления, общественными организациями и др.) при выявлении несовершеннолетнего, находящегося в обстановке, представляющей опасность его жизни или здоровью;
-разработку совместно с заинтересованными сторонами порядка межведомственного патронажа семей, находящихся в социально опасном положении;
-патронаж семей находящихся в социально опасном положении с проведением медико-социальной реабилитации указанных семей.
Эффективность реализации региональной демографической политики определяется не только увеличением рождаемости. В 2012 году в Чувашской Республике впервые за 20 лет естественная убыль населения сменилась естественным приростом и составила +0,7 на 1 тыс. населения (Россия – 0, ПФО – минус 0,7).
Формированию прироста населения способствовало снижение общей смертности.
Реализация приоритетных национальных проектов, программы модернизации здравоохранения позволили достичь в Чувашии следующих показателей: за 2012 год по сравнению с 2010 годом смертность сократилась на 8,3% (до 13,3 на 1000 населения), в том числе смертность от болезней системы кровообращения – на 4,7% (до 596,3 на 100 тыс. населения), от новообразований – на 9,6% (до 148,1 на 100 тыс. населения), от внешних причин – на 21,8% (до 184,4 на 100 тыс. населения), от туберкулеза – на 40,2% (до 6,7 на 1000 населения). В результате снижения смертности от острой сосудистой патологии с 2010 года (с момента реализации программы) сохранено около 600 человеческих жизней, от онкологии – 300, от туберкулеза – 100.
Ключевой проблемой, обеспечивающей результативность всей системы оказания медицинской помощи, но не получившей кардинального решения в рамках реализации Программы модернизации, остается обеспеченность учреждений здравоохранения квалифицированным медицинским персоналом.
Несмотря на принимаемые меры государственной поддержки медицинских работников, в республике регистрируется уменьшение врачей: за последние три года численность врачей учреждений здравоохранения уменьшилась 3,5% (на 174 человек), среднего медицинского персонала – на 2,8% (на 354 человека).
Опережающие темпы снижения численности средних медицинских работников в сравнении с таковыми среди врачей привели, соответственно, и к изменению соотношения числа работающих врачей и сестринского персонала в республике, составив в 2012 году 1:2,4 (в 2010 г. – 1:2,5) при оптимальном соотношении, рекомендованным ВОЗ 1:4, что не позволяет рационально использовать рабочее время и квалификацию врача.
На фоне снижения численности врачей регистрируется рост частоты совместительства с 1,3 в 2010 году до 1,4 в 2012 году, а по ряду специальностей он имеет более высокое значение, все это свидетельствует о недостаточном числе врачей и высокой интенсивности их труда, что ограничивает доступность и качество медицинской помощи.
В рамках реализации задачи Программы модернизации по внедрению стандартов оказания медицинской помощи для повышения мотивации медицинских работников к оказанию качественных медицинских услуг также предусмотрены стимулирующие денежные выплаты врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за счет субсидии Федерального фонда ОМС.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата врачей по состоянию на 1 января 2013 г. составила 23573,9 рублей – рост по сравнению с 2010 годом составил 39,1%, средних медицинских работников – 13540,39 рублей – рост на 41,9%.
Безусловно, уровень заработной платы врачей различен в разных типах ЛПУ. Соотношение между минимальным и максимальным уровнем заработной платы среди врачей составил 1 к 3, среди средних медицинских работников 1 к 2,8, среди младшего медицинского персонала – 1 к 2,5.
Достижение обозначенных показателей здоровья и качества социальных услуг невозможно без стабильного финансирования отрасли. Всего на финансирование отраслей здравоохранения и социальной сферы в 2012 году направлено 16 млрд. 900 млн. руб.
На реализацию конституциональных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь в рамках ПГГ в 2012 году направлено средств на 9,6% больше, чем в 2011 году (увеличилось на 735,4 млн. рублей).
Несмотря на увеличение финансовой наполняемости ПГГ, сохраняется ее дефицит, который в 2012 году составил 14,2% от потребности в ее финансовом обеспечении (2011 г. – 19,9%, 2010 г. – 28,5%).
Фактическое подушевое финансирование медицинского обеспечения каждого жителя республики увеличилось в сравнении с 2011 годом на 9,9% и составило 6717,6 рубля, что обеспечивает гражданам гарантии бесплатного получения медицинской помощи соответствующего качества.
В 2013 году финансовая наполняемость Программы государственных гарантий возрастет на 24,2%, подушевое финансирование составит 8349,7 рублей.
Серьезным финансовым вливанием в бюджет Чувашской Республики в 2011-2012 годах стала Программа модернизации здравоохранения Чувашской Республики. За 2 года республикой получено 4 млрд. 852,0 млн. рублей. Значительные средства были направлены на оснащение стационаров новым уникальным лечебным и диагностическим оборудованием, улучшение материальной базы лечебных учреждений.
Выделенные средства позволили закупить 2,6 тыс. единиц оборудования, отремонтировать 31 учреждение здравоохранения, в результате увеличены объемы и перечень специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи по следующим профилям: неонатология, акушерство-гинекология, онкология, травматология-ортопедия, абдоминальная, торакальная, сердечно-сосудистая и детская хирургия, в том числе в период новорожденности.
Одним из направлений оказания государственной помощи населению Чувашской Республики является предоставление социальной услуги по обеспечению необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания.
В рамках Постановления Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 количество пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, составило в 2012 году 104220 человек. Уровень обеспеченности лекарственными препаратами льготных категорий граждан в 2012 году составил 99,2% (в 2011 году – 98%), средняя стоимость рецепта возросла на 4,6% и составила 598 рублей (рис. 12).
Законом Чувашской Республики от 04.12.2012 г. № 78 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» на реализацию подпрограммы предусмотрены средства в сумме 108,2 млн. рублей ежегодно (прирост объема финансирования к уровню 2012 года составил 23%).
Для эффективного управления товарными потоками лекарственных препаратов от момента выписки рецепта до момента получения пациентом лекарственного препарата, в 2012 году внедрена медицинская информационная система, позволяющая персонифицировать процесс формирования потребности в лекарствах и полностью автоматизировать логистику реализации льготных программ лекарственного обеспечения. Модуль по формированию персонифицированной заявки на лекарственные препараты в соответствии с утвержденным перечнем функционирует в Региональной медицинской информационной системе «Статистика» с октября 2012 года.
В рамках федеральной программы «7 высокозатратных нозологий» доступность лекарственной помощи обеспечивается своевременной актуализацией Федерального регистра, в котором на сегодняшний день состоит 778 человек, из них 67,8% нуждаются в получении лекарственных препаратов. В 2012 году выписано 5162 рецепта на сумму свыше 260 миллионов рублей, что на 6,5% больше чем в 2011 году. Уровень обеспеченности лекарственными препаратами составил 99,9% (в 2011 году – 99,7%), средняя стоимость рецепта возросла на 1,5% и составила 48 тыс. рублей (рис.13).
В 2013 году численность лиц, сохранивших право на бесплатное лекарственное обеспечение в рамках набора социальных услуг, сократилась на 1,3%, в то время как в 2012 году – на 7%. Стабилизации ситуации, в первую очередь, способствовала информационная работа врачей первичного звена, особенно в сельских населенных пунктах, а также ряд мероприятий по реализации программы ОНЛП – адресное лекарственное обеспечение жителей удаленных районов сельской местности, граждан пожилого возраста, лиц, страдающих хроническими затяжными заболеваниями, и лиц с ограниченной мобильностью.
Рис.13. Реализация программ по бесплатному лекарственному обеспечению граждан в 2012 году
В рамках базовой программы ОНЛП в 2012 году в регистр лиц, сохранивших право на государственную социальную помощь, включено 29679 человек, уровень обеспеченности лекарственными препаратами составил 99,7%.
В республике организована работа трехуровневой модели оказания медицинской помощи с четким разграничением объема предоставляемых медицинских услуг, что обеспечивает доступность медицинской помощи каждому жителю в месте его проживания. Разработаны маршруты пациента по всем профилям заболеваний на всех этапах оказания медицинской помощи.
Для создания единой базы данных получателей социальных услуг, прежде всего инвалидов, необходимо внедрить автоматизированный персонифицированный учет предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг населению Чувашской Республики на основе ведения социального паспорта, организовать межведомственный мониторинг адресного предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг населению, а также усовершенствовать систему комплексной реабилитации.
Высокая загруженность коечного фонда и недостаточно эффективное его использование обусловлены, кроме того, недостаточной развитостью системы медицинской реабилитации.
В основе современных технологий оказания стационарной медицинской помощи лежит клинически и экономически обоснованное разделение лечебного процесса по степени его интенсивности. Адекватно этому осуществляется дифференциация коечного фонда на койки:
– интенсивного лечения,
– восстановительного лечения и долечивания,
– паллиативной помощи.
Низкая обеспеченность реабилитационными койками (76 коек или 0,6 коек в расчете на 10 тыс. человек населения), организованными на базе 3 ЛПУ, а также дефицит подготовленных кадров не позволяет в полной мере удовлетворить потребность в данных медицинских услугах. Кроме того, восстановительное лечение больные получают на базе 3 санаторно-курортных учреждений (на 563 койки). Объемы реабилитационной медицинской помощи, оказанные в условиях стационаров, составили в 2012 году 0,0235 койко-дней в расчете на 1 жителя, что не удовлетворяет реальные потребности населения. Это особенно актуально в условиях роста численности детей, страдающих тяжелыми хроническими (инвалидизирующими) заболеваниями и детей-инвалидов.
Не менее актуальна проблема отсутствия комплексной системы реабилитации взрослого населения, начиная со стационарного до санаторно-курортного этапов для пациентов с заболеваниями неврологического, кардиологического, онкологического, травматолого-ортопедического профилей.
Для организации восстановительного этапа лечения преимущественно будут использоваться койки в составе действующих больничных учреждений, в том числе на базе сельских районных и участковых больниц.
Планируется создание реабилитационного центра на базе многопрофильной больницы, которая будет включать комплексную 3-х этапную реабилитацию пациентов как в амбулаторных условиях, так и в условиях круглосуточного и дневного стационаров.
В настоящее время отмечается активное развитие политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инвалиды составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. В современных условиях реабилитация перерастает из разряда медицинской проблемы в общую комплексную задачу, предполагающую, во-первых, системное взаимодействие для оптимизации этого процесса всего социального окружения; во-вторых, активное использование всех направлений социально-регулирующего воздействия (медицинское, психолого-педагогическое, социально-средовое, экономическое и т.д.).
Анализируя количество впервые признанных инвалидами среди взрослого населения Чувашской Республики (на 10 тыс. населения 18 лет и старше) за 2011-2012 гг. следует отметить, что регистрируется снижение данного показателя на 3,4% (в 2011 г. – 71,0, в 2012 году – 68,6 на 10 тыс. взрослого населения).
По итогам 2012 года в учреждениях, проводящих медико-социальную экспертизу, освидетельствовано 8630 человека, из них признано инвалидами 6898 человек. В структуре причин выхода на инвалидность на 1 месте – болезни системы кровообращения (38,3%), на 2 месте – злокачественные новообразования (20,6%), на 3 месте – болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (7,9%). Отмечается рост злокачественных новообразований в структуре инвалидности с 18,3% в 2011 году до 20,6% в 2012 году, болезней системы пищеварения с 2,5% в 2011 году до 3,4% в 2012 году, болезней мочеполовой системы с 0,6% в 2011 году до 0,7% в 2012 году.
Всего в республике более 85 тыс. инвалидов, в то числе около 30% – инвалиды с детства. Ежегодно, согласно индивидуальным программам реабилитации, разработанным учреждениями медико-социальной экспертизы, в санаторно-курортном лечении нуждается 4218 инвалидов. В восстановительном лечении в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях ежегодно нуждается 26440 инвалидов.
Продолжается реализация полномочий по предоставлению инвалидам путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения. В целом процент охвата санаторно-курортным лечением за 2 года составил всего 24,1% от общего числа обратившихся граждан.
В целях повышения качества работы по обеспечению граждан с ограниченными возможностями техническими средствами реабилитации необходимо наладить тесное сотрудничество с общественными организациями, которое позволит приобретать средства реабилитации более адаптированные к нуждам инвалидов. Обеспеченность техническими средствами реабилитации составила 91,1%.
Исходя из вышеизложенного, считаем целесообразным организовать реабилитационный центр для лиц 18 лет и старше, признанных инвалидами, с мощностью стационарного лечения около 1500 инвалидов ежегодно и 6000 инвалидов – в амбулаторно-поликлинических условиях.
Кроме того, на сегодня действующая система федерального статистического наблюдения не позволяет анализировать динамику и причины инвалидизации в различных возрастных периодах. Нет комплексной программы, регистрирующей назначение индивидуальной программы реабилитации с уровня лечебно-профилактического учреждения, учреждения медико-социальной экспертизы и заканчивая комплексным анализом ее исполнения в учреждениях здравоохранения и социальной сферы.
В целях автоматизированного учета полноты назначения и исполнения комплекса лечебно-диагностических и других реабилитационных мероприятий, в том числе обеспечения техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением необходимо разработать и внедрить специализированное программное средство для всех участников оказания медико-социальных услуг инвалидам всех возрастных категорий.
Конечной целью реабилитации инвалидов на сегодняшний день признана их социальная интеграция, т.е. активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества, включенность в социальные структуры, предназначенные для здоровых людей и связанные с различными сферами жизнедеятельности человека – учебой, культурой, спортом, профессиональной подготовкой, посильным и приносящим удовлетворение трудом, общественной деятельностью.
В целях обеспечения комплексного подхода к решению проблемы доступности ко всем сферам жизнедеятельности Министерством разработан проект программы «Доступная среда» на 2014-2015 годы.
Кроме того, с учетом роста ожидаемой продолжительности жизни населения и доли лиц, старше трудоспособного возраста в структуре населения Чувашской Республики, особую значимость приобретает необходимость интеграции служб здравоохранения и социального обеспечения в части организации медицинской помощи, услуг сестринского ухода на дому, как медицинскими, так и социальными работниками, должны получить развитие медицинские технологии в геронтологии.
В Чувашской Республике комплексную реабилитационную помощь детям с ограниченными возможностями, в том числе детям-инвалидам оказывает «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, который с 2010г. является опорно-экспериментальной площадкой в ПФО по направлению: «Полупрофессиональный подход к медико-социальной реабилитации и средовой адаптации ребенка-инвалида», что позволило расширить объем медицинских, педагогических, психологических и социальных услуг, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и адаптацию детей-инвалидов.
В центре имеются все возможности для организации полноценной реабилитации детей инвалидов, внедрения новых технологий и создания доступного высокоэффективного и конкурентоспособного учреждения.
Однако остается нерешенным вопрос организации реабилитации инвалидов с детства, перешагнувших 18 летний рубеж, а также инвалидов-взрослых.
Учитывая профилактическую направленность отрасли здравоохранения и острую необходимость реализации мер, направленных на снижение риска хронических неинфекционных заболеваний практически во всех половозрастных группах населения, а также снижения смертности от неинфекционных заболеваний, особенно среди лиц трудоспособного возраста нам необходимо:
– создать комплексную трехэтапную систему реабилитации;
– внедрить новую модель диспансеризации взрослого населения республики на качественном уровне;
– продолжить диспансеризацию детского населения;
– разработать и внедрить доказавшие эффективность программы профилактики смертности населения от предотвратимых причин;
– обеспечить оказание качественной медицинской помощи на основе приоритетного развития первичного звена в здравоохранении, уделить особое внимание эффективности диспансерного наблюдения за пациентами с хроническими заболеваниями.
Источник