Напомним, экс-судью обвиняют в совершении преступления, предусмотренного статьей УК РФ “Нарушение правил дорожного движения, совершенное лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее смерть двух лиц”. ДТП с участием Саса произошло 22 января 2011 года на Императорском мосту через Волгу в Ульяновске. По данным следствия, судья, находясь в состоянии алкогольного опьянения за рулем принадлежащего ему автомобиля “Тойота Хайлендер”, совершил выезд на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем “ВАЗ”, в котором ехали четыре местных жителя. 22-летний водитель легковушки погиб на месте, 23-летняя девушка скончалась несколько часов спустя в больнице. Еще одна пассажирка машины получила тяжелые повреждения. Сторона обвинения получила доказательства, что водитель внедорожника значительно превысил скоростной режим.
На первые предварительные слушания Валерий Сас не явился – не успел приехать в Ульяновск из-за того, что находился в турпоездке за границей. В среду он пояснил суду, что путевка была взяла давно, еще до окончания предварительного следствия. А потому ее возвращение повлекло бы за собой финансовые потери. Сас уточнил, что не рассчитывал на то, что судебное заседание будет назначено так рано. И чтобы доказать, что не скрывается, добросовестно прислал телеграмму, в которой пояснил причину своего отсутствия.
Кстати, во время путешествия за границей экс-судья находился по подпиской о невыезде.
– Ходатайствовать об ужесточении меры пресечения мы не будем – я считаю, что это бессмысленно, раз Сас явился сегодня в суд, – пояснил корреспонденту “РГ” Алексей Глухов. – У него изъяли загранпаспорт, в котором была шенгенская мультивиза до лета нынешнего года. Таким образом, Сас так и остается под подпиской о невыезде.
Глухов рассказал о том, как прошли предварительные слушания. Сторона Саса подала ходатайство о возврате дела прокурору – по мнению адвоката, обвиняемому не разъяснили права о возможности передачи дела в верховный суд региона (то есть, областной). Ранее можно было ходатайствовать о передаче дела лишь в Верховный суд РФ, но с 1 января 2013 года в уголовно-процессуальном законодательстве вступили в силу соответствующие изменения. Права же Сасу разъясняли 4 декабря, когда поправка еще принята не была.
Кроме того, адвокат заявил, что дело было направлено в суд Железнодорожного района незаконно, так как ДТП произошло в другом районе Ульяновска. Суд, посовещавшись, отказал в удовлетворении этих ходатайств.
Адвокат Саса заявил о праве рассмотрения дела Ульяновским областным судом. После этого было принято решение предоставить стороне обвинения время на подготовку своей позиции по этому ходатайству. Следующее заседание назначено на 10 часов утра 17 января.
– Действительно, Сас имеет право ходатайствовать о передаче дела в областной суд. Но мы будем возражать против этого. Считаем, что такое право должно было возникнуть еще до передачи дела в суд. Если бы со стороны Саса не было определенных проволочек, думаю, на сегодняшний день было бы уже на четверть рассмотрено до нового года, – считает Глухов.
По мнению адвоката потерпевшей стороны, выбранная Сасом и его адвокатом тактика, скорее всего, направлена на то, чтобы выиграть время на поиск новых доказательств, способствующих если не прекращению дела, то максимальному снижению наказания.
– Со стороны Саса заявлено 73 свидетеля. Это, в том числе, эксперты и следователи, которые проводили расследование, понятые – все, кто хотя бы минимально был связан с уголовным делом. У некоторых свидетелей не указаны адреса места проживания и работы. На то, чтобы обеспечить явку в суд всех (эксперты, например, проживают в других городах), потребуется много времени. Плюс 30 свидетелей стороны обвинения. Вполне вероятно, что будут ходатайствова о проведении дополнительных технических экспертиз. Таким образом, рассмотрение дела может затянуться на весь год, – считает Глухов.
Первую отсрочку Сас может получить уже в ближайшее время: если будет удовлетворено ходатайство о передаче дела в областной суд, гособвинитель наверняка это решение обжалует. Кстати, сам Сас не согласен с тем, что способствует затягиванию процесс – он заявил, что согласен на скорейшее рассмотрение дела.
Отец погибшей в ДТП девушки, которого представляет Алексей Глухов, по-прежнему придерживается жесткой позиции. Как уточнил адвокат, он считает, что виновнику аварии нужно присудить максимальное наказание – девять лет колонии общего режима.