В известной повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» описывается ситуация, когда местных жителей практически силой заставляют уехать из родного района по причине невозможности дальнейшего проживания там. Подобная история разыгралась в Заволжье.
Близится к концу программа переселения жителей из 9 домов, расположенных неподалеку от бывшего 31-го Арсенала. Три года назад после чрезвычайной ситуации в воинской части эти здания пострадали так, что жить в них стало опасно. Областные и муниципальные службы признали дома аварийными и всех жителей решили переселить в другие дома. Для 110 семей, оказавшихся в сложной ситуации, выделили новые квартиры: 64 в Засвияжье (в домах по ул. Фруктовой и Александра Невского) и 46 в Заволжье (в домах по б-ру Киевскому).
Многие жители пострадавших домов на улице и переулке Академика Павлова не горели желанием покидать родное Левобережье, в котором прожили немало лет. И это даже несмотря на то, что в засвияжские квартиры переселиться можно было раньше, нежели в новогородские. При распределении нового жилья желания хоть и учитывались, но как оказалось, всем угодить в этом плане не удалось.
Многие смирялись и удовлетворялись жильем на правом берегу. Но таким путем не хотели уезжать из родного района два члена семьи, проживавшей в квартире одного из домов по улице Академика Павлова. Всего пара человек пошли наперекор планам чиновников, выделивших им двухкомнатную квартиру (даже большего метража) вдали от привычных мест. Они отказались выселяться из аварийного жилья, мотивируя это тем, что хотят жить хотя бы в Новом городе, но никак уж не в дальнем Засвияжье. «Арсенальцы» упирались, ссылаясь на законодательство, согласно которому выделяемое жилье должно находиться в черте данного населенного пункта. Но соответствующая статья Жилищного кодекса в качестве населенного пункта принимает Ульяновск в целом, а не Заволжский район. Нормативно-правовому акту неведомо, что Левобережье в городе в некоторых планах почти самостоятельная территориальная единица. В своем противостоянии с городскими имущественными службами заволжане готовы были идти далеко, их даже не пугала очередная зимовка в разрушающемся доме.
Муниципальных чиновников такой поворот дел совсем не устраивал. Во-первых, подходят сроки, когда аварийное жилье должно быть снесено. Во-вторых, муниципалитет брал на себя обязательства, что коммунальные услуги, пока не произошел окончательный заезд, только одного из адресов (во время ремонта, длительной перевозки имущества, оформления документации) будет оплачиваться самими переселенцами. Оплата другого жилья ложились на плечи городского бюджета. И в-третьих, на целый дом подавать отопление, свет и воду только ради одной семьи весьма неэкономно.
Ульяновскими чиновниками был инициирован иск в адрес упирающихся «арсенальцев», чтобы возможно было их вынудить выселиться по закону из аварийного жилья. Заволжские служители Фемиды, ознакомившись с доводами противостоящих сторон, вынесли вердикт в пользу ульяновской администрации.
В постановлении суда говорится: «установлено, что ответчикам в предусмотренном законом порядке предоставлена двухкомнатная квартира в Засвияжском районе, общей площадью больше, чем ранее занимаемая -54,35 кв. м вместо 50,11 кв.м., находиться в черте города Ульяновска, что соответствует установленным требованиям. Доводы ответчика о том, что поскольку он проживает в Заволжском районе, то и предоставляемая квартира должна находиться в Заволжском районе, а не в Засвияжском районе, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку жилое помещение ответчикам представлено в черте города».
Данное противостояние может решением суда и закончиться. Теперь ответчиков принудительно могут снять с регистрационного учета и соответственно после этого считать, что они занимают незаконно территорию, если будут в дальнейшем проживать на старом месте. И так же, как в повести Распутина, люди, не представляющие свою жизнь, вне родного района, все же должны распрощаться с ним.

http://ngsimbirck.ru/news/proshhanie_s_rajonom/2012-11-30-692