За последние полгода в прессе неоднократно размещалась материалы по школьному питанию. Вопрос действительно болезненный и касающийся самой дорогой для всех темы – темы детства. В вопросе существует две основных позиции, две стороны, две силы. В четверг была опубликована одна точка зрения. Сегодня мы публикуем другую. На вопросы отвечает руководитель компании здорового питания » Альтернатива» Андрей Толмачев.
– Андрей, как ни странно, основные претензии оппонентов связаны именно с тем, что вы, как представитель бизнеса, на конкурсе снизили цену лота по школьному питанию до нуля. С чем связаны эти действия, и насколько обоснованы высказывания, что это негативно отразится на питании наших школьников?
– Во-первых, последнее время в публикациях больше домыслов нежели фактов, что позволяет подозревать направленную информационную атаку.
Тем более что притом, что мы максимально открыты к работе с масс-медиа, прямые вопросы нам задавать не спешат. Мы регулярно проводим различные мероприятия, в рамках которых готовы отвечать на любые вопросы, знакомить с нашим производством и принципами работы с клиентами и персоналом. Поэтому, те, кто хочет, действительно, объективно разобраться в ситуации, такую возможность имеют.
Что касается ситуации с конкурсом, то в рамках данного электронного аукциона, наша компания действовала строго в рамках закона. Это подтверждено проверками, которые проводили по просьбе прокуратуры представители ФАС. Чего, кстати, нельзя сказать о действиях муниципального предприятия школьного питания. Дело в том, что МУП на момент проведения конкурса не имело соответствующего согласования своего учредителя.
– Получается, что муниципальное предприятие не соответствовало требованиям конкурсной документации, и, тем не менее, торговалось на аукционе, сознательно снижая цену?
– Да и это подтверждено решением конкурсной комиссии. Мы готовы предложить вам
копию протоколов.
– И все – таки, сложившаяся ситуация, скажем так, нестандартна и, естественно,вызывала беспокойства в отношении того, не пострадает ли качество питания. Были заявления, что это приведет к росту цен для тех школьников, кто питается за свой счет.
– На этот вопрос мы уже ответили, причем единственно возможным способом – своей работой. Те, кто действительно хочет её увидеть, подтвердит, что качество питания по многим аспектам стало лучше, это показывает и рост охвата питания во многих школах. Цена обеда для школьника составляет 50 рублей, как, кстати, и было заявлено в максимальной цене лота. Мы не делаем разницы между питанием школьников за счет бюджета и за счет родительской платы. Все дети должны получать сбалансированное, качественное питание по адекватной стоимости. Кстати, когда мы начали работу в школах, где раньше кормило КШП, то обратили внимание, что их завтрак на 5 рублей дороже нашего, причем в меню, например, присутствует обед без супа. Пришлось исправлять этот перекос.
– Каким образом составляется ваше меню? Насколько действующим нормам и требованиям соответствует оно?
– Меню составляется как раз исходя из требований действующего законодательства. Составляется оно технологом нашего предприятия, и, в обязательном порядке, согласовывается с управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области. Кроме того, мы регулярно проводим встречи с родительской общественностью, учениками, педагогами. Нами проводятся дегустации блюд, различные открытые мероприятия, например, » день супа». Все это мы делаем с одной целью, максимально сбалансировать здоровое питание и сохранить предпочтения школьников.
– Но ведь мы все хорошо знаем, что предпочтения современного школьника, увы, – это гамбургеры и кола.
– Не соглашусь. Мы привыкли перекладывать ответственность за предпочтения на детей. Действительно, часто приходится слышать, что ребенок бы целыми днями только и ел гамбургер и запивал его газировкой. Но давайте задумаемся, откуда у первоклассника, пришедшего в школу, взялись эти самые вкусовые пристрастия? Вероятнее всего, что они сформировались именно в семье. Поэтому мы уделяем внимание программе по формированию навыков именно здорового питания. Причем, наша программа нацелена именно на взаимодействие с семьей в целом: мы не только стараемся влиять на пристрастие ребенка через родителей, но и стараемся через обучение детей дать новые знания всей семье.
– А конкретнее? Каковы механизмы?
– В первую очередь, участием в этом процессе нас, как оператора питания. Мы стараемся быть в этом плане полноценными партнерами педагогического коллектива школы. Часто это приводит к серьезным дискуссиям. Например, так было с комплексом обеда. Опять же до нашего прихода в систему питания многих школ там существовали так называемые обеды без супа. При этом данный комплекс также учитывался в охвате горячим питанием. Мы все хорошо понимаем, что полноценным обед без первого блюда назвать нельзя. Именно поэтому в нашем меню обед именно полный. Мы проводили большое количество встреч с родителями, в ряде школ организовывали обеды, в рамках которых ученикам предлагали суп бесплатно, что бы они могли войти во вкус, привыкнуть к нему. Кроме того наша компания за собственные средства разработала и читает курс лекций по здоровому питанию. Для младших школьников мы разработали систему интерактивных уроков, серию короткометражных фильмов, которые родители вмести с детьми могут увидеть в электронных дневниках школьника.
– Как вы относитесь к заявлениям о том, что вас, как частную компанию, очень сложно проверять согласно требованиям закона?
– Еще раз подчеркну, что наша компания собирается работать на рынке социального питания долго и эффективно, поэтому мы в большей степени заинтересованы в контроле за нашей деятельностью. Это, конечно, не означает, что мы готовы брать на себя ответственность за любые замечания, если мы считаем, что нарушений в нашей деятельности нет, то будем, в том числе и в судебном порядке, доказывать свою правоту. Вместе с тем отмечу, что мы открыто обращались в прокуратуру Ульяновской области с просьбой проводить проверку под их руководством. И, кстати сказать, именно после этого проверки стали носить нормальный организованный характер, появилась возможность быстро реагировать на замечания. Но все-таки главным своим контролером мы считаем учеников и их родителей, они наши непосредственные потребители. Поэтому мы ввели дополнительные формы контроля со стороны родительских комитетов: каждый день родители в каждой школе, в которой работает наша компания, могут получить такую же порцию, как их дети и все свои пожелания отразить в журнале дегустации.
– Вы хотите сказать, что сложная процедура конкурса не оказала влияния на качество питания? Но бизнес не может работать без прибыли.
– Конечно. Увы, это отразилось на инвестиционной программе нашего предприятия. Мы вынуждены были сократить помощь школам в плане замены и модернизации оборудования пищеблоков. Хотя, тем не менее, в очень сложных ситуациях мы приобретали и оборудование, и посуду. Компания продолжила внедрение системы «электронной карты школьника» Мы взяли положительный пример с правительства Ульяновской области и стали отправлять работников на санаторно-курортное лечение. Другое дело, что при нормальном конкурсе мы смогли бы установить программные комплексы не в 4, а в 30 школах, отправили бы отдыхать не 5, а 15-20 наших сотрудников.
– Подробности проекта » Электронная карта школьника»?
– В первую очередь, он нацелен на открытость наших финансовых отношений с потребителем (учениками и их родителями). В рамках проекта ученик бесплатно получает пластиковую карту, по которой идет расчет за питание и буфет. Родители сами выбирают удобную форму оплаты: либо, как раньше, через диспетчера, либо через салоны сотовой связи, либо с помощью банковской карты через он-лайн перевод. Через электронные дневники родители могут отслеживать траты (только своего) ребенка. И кстати, там же получать полную информацию по меню.
При том, что основной задачей мы считаем качество и полезность питания, открытость – один из важных инструментов, опираясь на который, мы сможем сделать питание школьников именно здоровым. Поэтому мы готовы отвечать на любые вопросы, в том числе и читателей вашего портала.