Со следующего года любой российский индивидуальный предприниматель, впервые зарегистрировавший бизнес, сможет получить освобождение от всех налогов на два года. Такую идею поручил проработать премьер-министр Дмитрий Медведев. Принципиально ее уже одобрили все министерства, говорит замминистра экономразвития Сергей Беляков.
Эта мера — ответ на массовый уход предпринимателей из легального поля, объясняет сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка: с начала года из-за повышения ставки страховых взносов вдвое с учета снялось 458 000 человек (всего на 1 июня было зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей). На том повышении настоял социальный блок правительства, рассказывали участники обсуждений, а Медведев его поддержал — несмотря на то что и «Деловая Россия», и «Опора России» предупреждали, что до полумиллиона индивидуальных предпринимателей могут официально закрыться.
Летом власти спасали ситуацию в авральном режиме — Госдума приняла закон о понижении взносов.
Но просто откатить все назад уже было бы недостаточно, слишком большой шок испытали предприниматели, продолжает Галушка: «Нужны были сильные средства». Идею предложил Общероссийский народный фронт — в ее пользу собрано 40 000 подписей предпринимателей. (Галушка — еще и сопредседатель центрального штаба фронта.)
Индивидуальные предприниматели платят сейчас налоги по особым режимам, есть несколько на выбор: упрощенная система (6% с оборота либо 15% с прибыли); единый налог на вмененный доход; НДФЛ и НДС; патентная система. Социальные взносы платятся при всех режимах, и эти взносы будут сохранены в любом случае. Правительство проследит, чтобы старые предприниматели не мошенничали с новой льготой, выдавая свой бизнес за новый, предупреждает Беляков. Как это сделать, правда, пока непонятно, признает он: детали сейчас обсуждаются с Минфином и ФНС. Оба ведомства не ответили на запрос «Ведомостей».
Минфин не комментирует пока, какого размера будут выпадающие доходы при введении двухлетних налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей.
Но в любом случае это будут незначительные суммы, предупреждает эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина.
Правда, продолжает Суслина, их недосчитаются региональные бюджеты, у которых и так все нехорошо. Правительство готово ими пожертвовать, утверждает Галушка, у чиновников есть консенсус: «То, что сейчас происходит с предпринимателями, — катастрофа».
Начиная с 2010 г. и без того небольшой класс предпринимателей уверенно сокращается (см. график). Проблема не только в налогах, признает Галушка, ведь падение началось еще до повышения взносов: «В докризисные годы бурный рост выручки перекрывал все административные и коррупционные издержки, в 2009 г. произошла заморозка роста и того и другого, а с 2010 г. издержки предпринимателей стали расти быстрее».
В прошлом году завязали с предпринимательством 3,7 млн человек. Часть людей вообще уходят с рынка, а часть перемещаются в тень, объясняет Суслина.
Вклад индивидуальных предпринимателей в ВВП — всего 5%, льгота ни к какому макроэкономическому эффекту не приведет, прогнозирует главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева, но важен социальный эффект: «Если в 1990-е гг. российская мечта была свой бизнес, то сейчас — как бы уйти на госслужбу». Большую роль в сокращении числа индивидуальных предпринимателей сыграло и подозрительное отношение к ним со стороны власти, считает Галушка. Но сейчас у чиновников есть твердое убеждение, утверждает он: «Надо смывать с предпринимателей клеймо жуликов и воров».
«Тем не менее, распространяя новую льготу только на новичков, правительство само же создает новый класс мошенников», — предупреждает Цепляева. «Старые предприниматели будут регистрировать бизнес на своих знакомых и родственников — все сейчас думают над такими схемами», — поддерживает мнение Цепляевой один из региональных предпринимателей, ведущий бизнес с 1990-х гг.
Чиновники правительства это сами понимают и изначально хотели никаких исключений не делать, признает чиновник финансово-экономического блока правительства: «Однако политической воли хватило только на ограниченную льготу — лоббисты идеи решили дальше не давить».
Обделенными окажутся люди, которые уже начинали дело, не справились и хотят попробовать еще раз, замечает председатель совета директоров аудиторской компании «Градиент альфа» Павел Гагарин. Создается дискриминация на рынке — непонятно, чем хуже старые предприниматели, соглашается федеральный чиновник.
Также схемы будет трудно разоблачить. При желании можно установить аффилированность — но какой смысл тогда в такой льготе, недоумевает собеседник газеты: «Получается, мы создаем новый повод для подозрений?»
Надо просто оставить предпринимателей в покое, освободить от излишней отчетности и жесткого надзора, советует Цепляева. И поменьше изменений в законодательстве, настаивает Суслина: «Если крупные бизнесы могут оперативно покрыть изменения расходов краткосрочными кредитами, маленькие отвлекают на эти цели средства из оборота».
«Не налоговая нагрузка сама по себе (которая для индивидуальных предпринимателей довольно гуманна), а хаотичность принятия налоговых решений и замораживает предпринимательство в России», — заключает эксперт.