Организаторы и участники акций протеста в 2012 году выиграли 10 дел в судах Чувашии. Как и почему вдруг республика стала “островком свободы собраний”, рассказывает представитель активистов, правозащитник Алексей Глухов. Судьи Чувашии пока крепко стоят на защите свободы собраний. По крайней мере, в проекции выносимых судебных решений другого вывода сделать невозможно.

Наверное, первым, кто встал на защиту свободы собраний был Новочебоксарский городской суд, который еще в 2009 году, когда применение статьи 20.2 КоАП РФ (“Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования”) в Чувашии вообще было единично. После громкого, никем не согласованного митинга с участием 2500 человек против резкого повышения тарифов ЖКХ в Новочебоксарске мировые судьи штамповали решения о привлечении к ответственности участников акции. Пенсионерки и молодые люди — порядка 20 человек были привлечены к ответственности, причем никого из них я бы не причислил ни к гражданским активистам, ни, тем более, к оппозиционерам. Решение было обжаловано. Новочебоксарский суд дело прекратил, указав, что участники митинга не могут быть привлечены к ответственности:

раз митинг не согласован и организаторов нет, значит и порядок его проведения также не регламентирован, а следовательно участники митинга в принципе ничего нарушить не могли.

Но специфичным для того дела стало отсутствие противников в процессе. Милиция составила протоколы, не интересуясь их дальнейшей судьбой, администрация в целом была не против прекращения, и суд был полностью свободным в выборе решений.

Ситуация поменялась после декабрьских выборов 2011 года. Местные оппозиционные активисты вдруг оказались под пристальным вниманием правоохранительных органов. Администрация Чебоксар, которая без всяких проблем согласовывала митинги “Стратегии-31”, вдруг стала искать основания для отказа в согласовании этих мероприятий. Началось противостояние между гражданскими активистами и властью в лице администрации города и полиции.

Первое дело активисты проиграли. Иван Клементьев получил штраф за возложение поминального венка к дверям ЦИК Чувашии. Тогда суд признал этот перформанс пикетированием с участием двух и более лиц, проведенном без уведомления. Решение сомнительное, но оно вступило в силу.

С этого момента и началось формирование судебной практики, а равно и необходимость выработки правовой позиции по делу. Заявлять отводы судьям и считать их “псами режима”, а все дело называть провокацией было явно недостаточно.

Первый “ожог” полиция получила на попытке привлечь Дениса Оленова за проведение одиночного пикета около спецприемника в Чебоксарах. Полиция заявляла, что спецприемник — место лишения свободы, и проводить возле него публичные мероприятия запрещено, а также что сам пикет был в составе трех человек. Мировой судья прекратил административное дело за отсутствием состава правонарушения. Он указал правоохранителям на их неверное представление о том, что относится к местам лишения свободы, отметив, что полицейские дают совершенно разные показания относительно событий того дня.

Потом последовали попытки привлечения Оленова за нарушение “принципа добровольности” публичного мероприятия. Полиция посчитала подпись одного из организаторов подделанной, несмотря на заверения “хозяина подписи”, что он начертал ее сам. Судья так же отметил, что нет никаких оснований для осуждения активиста.

Даже Дмитрий Каруев, привлечение которого к ответственности за каждый “чих” вошло в традицию судейского корпуса, был оправдан за пикет “Чекисты в кремле — Россия в дерьме”. Суд в своем решении последовательно объяснил, что “на лицо, проводящее одиночный пикет, не может быть возложена обязанность по осуществлению охраны общественного порядка как на организатора публичного мероприятия”.

Однако ключевыми для формирования положительной практики по статье 20.2 КоАП стали три административных дела, возбужденные на организаторов митинга “Встреча Белого потока в Чебоксарах”. По мнению полиции и администрации, митинг был проведен без прохождения процедуры согласования, а значит с нарушением закона. Мировые судьи были едины во мнении: организаторы выполнили все свои обязательства, предусмотренные законом “О митингах” — подали уведомление, а администрация не предложила иного места, в котором активисты могли бы реализовать свое конституционное право, и не объяснила, почему проводить мероприятие здесь нельзя.

Все три административных дела были прекращены за отсутствием в действиях активистов состава административного правонарушения.

Защита активистов по административным дела, является важной юридической составляющей, но она была бы неполной без судебной практики по обжалованию действий администрации по несогласованию публичных мероприятий.

Администрации города Чебоксары не занимать в фантазии по поиску поводов для “запрета” митингов. Основания разные — от проведения другого мероприятия по ранее поданному уведомлению до нарушения принципов добровольности публичного мероприятия. Но бывают и просто шедевры. Отказывая в проведении публичного мероприятия, администрация заявила организаторам митинга, что у них в нарушение федерального закона в уведомлении не указана “цель” публичного мероприятия, а указана лишь “тема” митинга.

И в этом плане чувашские судьи оказались на стороне граждан. Летом суды четко и последовательно признавали отказы в проведении публичного мероприятия, несогласования мест проведения публичных мероприятий незаконными.

Мне как юристу понятно, что администрация сейчас “нащупывает” юридические способы блокирования оппозиционных публичных мероприятий. Радует, что благодаря чувашским судьям, все их попытки неудачны.

Хорошо поставленная юридическая работа уже приносит свои плоды. Несмотря на то, что митинг “Стратегия-31” в августе не был согласован, ни на одного из организаторов митинга не были возбуждены дела об административных правонарушениях, лишь потому, что к тому моменту уже было решение суда (хоть не вступившее в законную силу), признавшее отказ в согласовании незаконным.

Судьи еще не включают в свои решения практику Европейского суда по правам человека, но положительная динамика присутствует — решения Конституционного суда уже стали обыденными по делам о свободе собраний.

Конечно, ситуация осложнится, когда в Чувашии, как и во всех регионах, примут региональный закон “Об условиях реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий”. Но если его положения будут противоречить Конституции, мы обоснованно будем ждать положительных результатов от чувашских судов, так как Чувашия должна сохранить для себя статус региона, в котором защищена статья 31 Конституции и каждый имеет право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикеты.

Алексей Глухов
http://www.kasparov.ru/material.php?id=50890FF20BB12