Наталья Николаевна, какие из процедур по недвижимости уже можно получить на дому?
Наталья Антипина: В электронном виде мы оказываем такие госуслуги, как постановка объектов недвижимости на кадастровый учет, предоставление сведений, содержащихся в госкадастре недвижимости, предоставление сведений, содержащихся в Едином госреестре прав на недвижимое имущество.
А оформить само право собственности на дом или квартиру по Интернету?
Наталья Антипина: И к оказанию услуги по регистрации прав на недвижимое имущество в электронном виде Росреестр технически готов. Все сервисы разработаны, их можно ввести в эксплуатацию в любой момент. Но для законности такой процедуры по Интернету необходимо принять соответствующие изменения в законодательстве, которые бы регламентировали государственную регистрацию прав в электронном виде.
Как часто за вашими услугами обращаются по Интернету?
Наталья Антипина: Больше всего граждане обращаются за сведениями из госкадастра недвижимости – свыше 33 процентов получают их в электронном виде. Вот цифры за первые пять месяцев года. Уже более 12 процентов посетителей попросили по Интернету сведения из Единого госреестра прав на недвижимое имущество. А почти 14 процентов оформили постановку на кадастровый учет в электронном виде. Для сравнения в прошлом году только 5 процентов госуслуг Росреестра предоставлялись по Интернету. Если перевести проценты в количественные показатели, мы получим внушительные цифры. Сейчас доля Росреестра в общем объеме госуслуг – более 20 процентов. Мы обрабатываем в среднем 80 миллионов обращений ежегодно.
А как облегчить жизнь тем, у кого Интернета нет или кто не умеет им пользоваться? Им ваши специалисты могут помочь дистанционно, без обязательного простаивания у регистрационного окошка?
Наталья Антипина: Для удобства граждан уже создан ведомственный центр телефонного обслуживания Росреестра. Не все знают, что он приступил к приему звонков от заявителей. Между тем многие вопросы можно решить, просто позвонив на единый многоканальный справочный номер по всей территории России. Операторы центра дадут необходимую информацию о работе офисов и приемных, порядке сдачи и получения документов и справок, расскажут о возможностях получения электронных услуг на сайте. За полгода операторы ответили более чем на 800 тысяч звонков граждан.
Легко ли неподготовленному пользователю ориентироваться на вашем сайте?
Наталья Антипина: Чтобы облегчить поиск, уже действуют вспомогательные онлайн-сервисы на сайте Росреестра. Таким образом можно получить общедоступную информацию по объектам недвижимости в режиме онлайн из наших учетных систем. Есть справочная информация об офисах и приемных Росреестра. Чтобы люди не толкались в очереди, организована предварительная запись граждан на прием в тот или иной территориальный отдел. По Интернету гражданин имеет возможность отследить движение поданных запросов и заявлений.
Правда ли, что вы поощряете и наказываете сотрудников в том числе и по результатам электронного голосования посетителей?
Наталья Антипина: На сайте Росреестра появился рейтинг эффективности территориальных органов и филиалов кадастровой палаты по всей России. Для госструктуры это новый опыт.
Зачем он нужен простым людям?
Наталья Антипина: Такой рейтинг необходим, чтобы повысить качество обслуживания людей. Такие рейтинги мы не только составляем для внутреннего пользования, но и открыто помещаем на нашем сайте. Это передовая практика для России. Своим рейтингом мы предложили гражданам работающий механизм оценки, который влияет на принятие решений о поощрении или наказании наших сотрудников.
На чем строятся такие оценки ваших работников?
Наталья Антипина: Система мониторинга Росреестра сегодня – это систематическая процедура сбора и расчета порядка 100 различных показателей. Основной упор сделан на мониторинг качества оказания четырех самых массовых услуг: госрегистрация прав на недвижимое имущество, госучет недвижимости, предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости и сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним.
При расчете рейтинга мы оцениваем 27 ключевых показателей. Таких как объемы и способы предоставления услуг, наличие жалоб и судебных исков, соблюдение стандартов соблюдения услуг, и так далее. С одним из реальных результатов нашей системы мониторинга можно познакомиться уже сегодня – это рейтинг территориальных органов Росреестра и кадастровых палат по итогам работы в 2012 году. В нем дана оценка 166 подразделений.
Недавно на коллегии Счетной палаты были объявлены итоги проверки Росреестра. Аудиторы Счетной палаты увидели нарушения, связанные с расходованием средств при выполнении Росреестром программы “Создание системы кадастра недвижимости”. В частности, в отчете Счетной палаты фигурируют такие формулировки как “нецелевые и неэффективные” расходы.
Наталья Антипина: Проверка Счетной палаты была инициирована руководством минэкономразвития и самого Росреестра в декабре 2012 года. Инициатива по подведению итогов исполнения этой программы стала одним из моих первых шагов после вступления в должность руководителя Росреестра. Оценка результатов работы и эффективность расходования бюджетных средств – это обязательная, плановая и очень важная часть работы ведомства.
Итоги работы Счетной палаты помогли выявить недостатки в деятельности Росреестра. В части использования бюджетных средств на IT-проекты, освоения средств на капитальные вложения, организации финансово-хозяйственной деятельности в целом. Это, безусловно, позволит выстроить нашу дальнейшую работу таким образом, чтобы избежать неэффективного использования бюджетных средств, возникновения претензий со стороны контрольных органов и граждан.
Отдельно хочу остановиться на учете автоматизированных информационных систем. Расходы на их создание и ведение в Росреестре и ведомствах, предшествующих его образованию, осуществлялись в разное время различными органами госвласти. С 1991 года это были местные советы народных депутатов. В 2000 году завершилось создание системы учреждений юстиции по госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним во всех субъектах. В течение 2000-х годов информационные системы Росреестра были в ведении Росрегистрации и Роснедвижимости. Росреестр был образован в 2008 году путем переименования Росрегистрации и наделения его функциями упраздненных Роснедвижимости и Роскартографии.
Отсутствовали предусмотренные нормативными правовыми актами в сфере бухгалтерского учета подлинные первичные документы по информационным системам Росреестра. Это затрудняло определение их стоимости и ведение их бухгалтерского учета. В мае мы обратились в минфин. Просили разъяснить порядок бухгалтерского учета информационных систем в случае отсутствия необходимых первичных документов и невозможности определения сумм, затраченных на их создание.
Сейчас мы внимательно изучаем итоги проверки Счетной палаты – они будут учтены при планировании дальнейшей работы. Уже создана комиссия Росреестра, которая будет отвечать за устранение выявленных нарушений. В то же время Росреестр уделяет большое внимание проведению собственных контрольных мероприятий, ведет постоянный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности. В наших планах – проведение аудита финансово-хозяйственной деятельности ведомства за 2011 и 2012 годы.
Росреестр уже предпринял реальные шаги – еще в начале июня в нашей структуре появилось подразделение, отвечающее за внутренний контроль и аудит. Серьезно меняется система проведения госзакупок. Создано структурное подразделение, отвечающее за размещение государственного заказа.
Счетная палата в своем отчете заявила, что государственного кадастра недвижимости как информационной системы, действующей на всей территории страны, не существует.
Наталья Антипина: Затрагивая эту тему, нельзя не коснуться истории создания государственного кадастра недвижимости в России. До 2002 года системы учета земельных участков и объектов недвижимости фактически не существовало. Разграничения на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальных образований отсутствовали. Правовая основа появилась только в 2001 году с принятием Закона “О разграничении государственной собственности на землю”. В течение всего этого времени сведения о земельных участках не были систематизированы, практически отсутствовали автоматизированные базы учета данных о участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на которых расположено недвижимое имущество.
В 2002 году была принята программа “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, рассчитанная на шесть лет. Одной из ее задач было создание единой автоматизированной системы учета недвижимости к 2007 году. Эта цель достигнута не была. Поэтому была принята Федеральная целевая программа “Создание системы кадастра недвижимости” (2006-2012 гг.). Ее заказчиком подпрограммы до 2009 года выступала Роснедвижимость начиная с середины 2009 года – Росреестр.
Была разработана автоматизированная информационная система “Государственный кадастр недвижимости” (АИС ГКН), она поэтапно введена в эксплуатацию в регионах и сейчас охватывает всю территорию Российской Федерации. АИС ГКН является пространственной учетной основой для всех государственных услуг Росреестра. Создана техническая инфраструктура – программно-технологические комплексы, серверы и т. д. Обеспечена техническая возможность передачи информации в налоговую службу России.
Если бы не был создан Государственный кадастр недвижимости, то откуда взяться росту предоставления электронных государственных услуг? Проблема разрозненного учета земельных участков и объектов федерального строительства сейчас решена – в настоящее время учет ведется единой системой кадастрового учета Росреестра. Всего за несколько лет государственный кадастр недвижимости создан на всей территории страны. В нем содержатся сведения о структуре земельного фонда России по категории земель, по формам и видам собственности. Это самый большой в мире единый кадастр недвижимости, включающий сведения о более чем 140 миллионах земельных участков, зданий, сооружений и частей помещений. Благодаря этому к 2012 году все кадастровые палаты перешли на централизованное ведение кадастрового учета с применением единой автоматизированной информационной системы.
Благодаря созданию такого кадастра недвижимости Росреестр запустил в работу общедоступный электронный сервис “Публичная кадастровая карта России”, на которой представлены сведения более чем о 70 миллионах объектов недвижимости. С помощью Публичной кадастровой карты России любой посетитель портала Росреестра может получить информацию о назначении, форме собственности, собственнике и размерах того или иного участка. В 2010 году интернет-портал государственных электронных услуг Росреестра был удостоен высокой мировой награды за достижения в сфере геоинформатики Special Achievement in GIS. В 2011 году на 31-й международной ГИС-конференции ESRI Росреестр получил высшую награду President s Award.
Ваши действия после жесткой проверки?
Наталья Антипина: Сейчас нам предстоит важная работа по наведению порядка в финансово-хозяйственной деятельности ведомства. Необходимо разобраться в тех проблемах, которые нам достались, на которые обратила внимание Счетная палата, устранить выявленные нарушения.
Но при этом важно не останавливать начатую работу по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, не снижать достигнутый темп динамики электронных услуг.
Процедуру постановки на кадастровый учет недвижимости и регистрации права на нее можно облегчить, если заранее по Интернету подать документы. Как это сделать? На сайте Росреестра в разделе “Государственные услуги” выбрать соответствующую услугу – поставить на кадастровый учет или зарегистрировать право. А дальше все просто – делаем четыре шага.
1. Заполнить поля с информацией о месте нахождения регистрируемого объекта и форму получения кадастрового паспорта.
2. Добавить информацию о заявителе, заполнив несколько строк в электронной форме.
3. Загрузить отсканированные документы, необходимые для получения услуги, подписанные электронной цифровой подписью. Электронную подпись можно приобрести, обратившись в любой из удостоверяющих центров, опубликованных на сайте Росреестра.
4. Проверить введенные данные и обратный электронный адрес для получения информации о заявлении.
Такая электронная предварительная подача документов бесплатна. Поданная заявка видна на сайте Росреестра. Вы можете онлайн проверить, в какой стадии исполнения она находится. Для этого надо просто ввести номер вашего запроса. Это услуга бесплатна. Когда все будет готово, надо будет посетить Росреестр, только чтобы получить готовое. Показать оригиналы и заплатить по гостарифам можно будет сразу.