Минимальная заработная плата: важные новости
С 1 сентября 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „О минимальном размере оплаты труда“ и другие законодательные акты Российской Федерации»(далее — Закон). Закон повышает минимальный размер оплаты труда и определяет новый порядок установления регионального МРОТ.
Все выше и выше, и выше
Напомним, что минимальная заработная плата (иначе — минимальный размер оплаты труда, МРОТ) представляет собой устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда (ч.2 ст.129 ТК РФ).
В величину минимальной заработной платы не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Минимальная заработная плата — это только выплата за труд.
Любой работник, который трудится на неквалифицированной работе, отработавший установленную для него норму рабочего времени и выполнивший нормы труда (трудовые обязанности), имеет право получить заработную плату не менее одного МРОТ.
Если же работник выполняет трудовую функцию, требующую специальной подготовки, работает в условиях, отклоняющихся от нормальных, то его заработная плата должна быть во всяком случае более одного МРОТ.
Статья 5 Закона специально оговаривает, что в связи с увеличением минимальной заработной платы не допускается снижение тарифных ставок, окладов, ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера), установленных до дня вступления Закона в силу.
Таким образом, при повышении заработной платы работникам, получающим ее в размере одного МРОТ, не допускается включать установленные им выплаты, которые не являются выплатами за труд, в величину заработной платы.
Новый МРОТ не может «поглотить» выплаты, которые получали работники прежде.
Пример.
Труд неквалифицированного работника оплачивался исходя из МРОТ — 1100 руб. Кроме того, работник получал доплату за расширение зоны обслуживания — 800 руб. С 1 сентября 2007 года работодатель принял решение об увеличении заработной платы работника до 2300 руб. Доплата за расширение зоны обслуживания, по мнению работодателя, включена в величину новой заработной платы, поскольку минимальная заработная плата стала больше суммы прежней заработной платы работника и установленной доплаты (2300 руб. > 1100 руб. + 800 руб.).
Такие действия работодателя неправомерны.
Заработная плата данного работника с 1 сентября 2007 года должна составлять не менее 3100 руб. (2300 + 800).
МРОТ по соглашению
Величина минимальной заработной платы, установленная Законом, распространяется на всех работников и всех работодателей.
Но поскольку уровень экономического развития субъектов РФ различен, многие из них уже давно пытаются устанавливать свой, повышенный, так называемый региональный МРОТ. В 2003 году такой МРОТ был санкционирован государством (см. ст.1 Федерального закона от 01.10.2003 N 127-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „О минимальном размере оплаты труда“).
Региональный МРОТ до последнего времени устанавливался законами субъектов РФ. Право принимать законы о региональной минимальной заработной плате получили только те субъекты РФ, которым не предоставлялись дотации из Федерального фонда финансовой поддержки. Но так как подавляющее большинство субъектов РФ — около 4/5 от общего их числа — являются дотационными, региональный МРОТ особого распространения до последнего времени получить не мог.
Теперь — внимание, работодатели! — ситуация изменилась.
Новый Закон внес значительные изменения в особенности установления регионального МРОТ.
Региональный МРОТ будет вводиться не законом, а региональным соглашением, заключенным представителями работников, работодателей и органами государственной власти субъекта РФ. При этом соглашение может быть заключено в любом субъекте РФ, пусть даже и дотационном.
Соглашение представляет собой правовой акт, который заключают представители работников и работодателей и органы государственной власти, в случае если соглашение предполагает бюджетное финансирование (ч.1 ст.46 ТК РФ).
Разработка и подписание соглашения о региональной минимальной заработной плате урегулированы новой ст.133.1 „Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации“, дополняющей Трудовой кодекс РФ.
Проект регионального соглашения о минимальной заработной плате разрабатывается трехсторонней комиссией по регулированию социально-экономических отношений.
Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган своей первичной профсоюзной организации.
Скорее всего, в действительности комиссия примет за основу проект регионального соглашения, разработанный государственными органами соответствующего субъекта РФ. Представителям работников и работодателей просто предложат его подписать.
Отметим, что законодатель призывает при установлении регионального МРОТ ориентироваться на величину прожиточного минимума трудоспособного населения в данном субъекте РФ (ч.3 ст.133.1 ТК РФ).
После подписания соглашение будет распространяться на всех работников, которые трудятся в данном регионе у следующих работодателей:
— являющихся членами объединения, заключившего соглашение;
— уполномочивших объединение, заключившее соглашение, участвовать от их имени в коллективных переговорах;
— присоединившихся к соглашению после его заключения.
Соглашение, в том числе и соглашение о региональной минимальной заработной плате, вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного самим соглашением (ч.1 ст.48 ТК РФ). Срок его действия устанавливается сторонами, но не может превышать трех лет. Еще на три года оно может продлеваться. Продлить действие соглашения можно только один раз.
Соглашение подлежит уведомительной регистрации в органе по труду в течение семи дней со дня подписания, однако на вступление его в силу сам факт регистрации никак не влияет (ч.1 ст.50 ТК РФ).
Следует учитывать, что прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства (ч.3 ст.48 ТК РФ).
Пример.
Работник трудится в ООО „Кристалл“. Заработная плата работника составляет один МРОТ. В сентябре 2007 года минимальная заработная плата равна 2300 руб.
20 октября 2007 года в данном субъекте РФ было подписано региональное соглашение о минимальной заработной плате. От имени работодателей соглашение было заключено объединением, в котором состоит и ООО „Кристалл“.
Величина регионального МРОТ — 4000 руб. Соглашением предусмотрено, что оно вступает в силу 1 января 2008 года.
21 декабря 2007 года ООО „Кристалл“ прекратило членство в объединении работодателей, подписавшем соглашение. Но поскольку соглашение было заключено в период членства ООО „Кристалл“ в объединении, заработная плата рассматриваемого работника с января должна составлять не менее 4000 руб.
За невыполнение регионального соглашения о минимальной заработной плате работодатель может быть оштрафован по ст.5.31 КоАП РФ.
Региональное соглашение о минимальной заработной плате не распространяется на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (ч.2 ст.133.1 ТК РФ). Так как объем финансирования законодателем не уточняется, следует считать, что региональный МРОТ не применяют любые организации, которые хотя бы частично финансируются из федерального бюджета.
„Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда“ (ст.5.31 КоАП РФ).
Отказаться нельзя участвовать
Известно, что большинство работодателей — субъектов малого предпринимательства предпочитают держаться в стороне от всякого рода объединений. Поэтому может показаться, что все рассматриваемые изменения им только на руку: раз региональный МРОТ устанавливается не законом, а соглашением, то получается, что он имеет добровольный характер.
Доля правды в этом, разумеется, есть: само по себе региональное соглашение о минимальной заработной плате не является общеобязательным. Но не все так просто.
Статья 133.1 ТК РФ предусматривает процедуру принуждения работодателей к участию в соглашении, которая аналогична процедуре вовлечения работодателей в отраслевые соглашения федерального уровня, предусмотренной ст.48 ТК РФ.
Итак, „не совсем добровольный“ порядок участия работодателей в региональном соглашении о минимальной заработной плате таков.
Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ может предложить присоединиться к соглашению работодателям, осуществляющим деятельность в данном субъекте РФ и не участвующим в соглашении (ч.7 ст.133.1 ТК РФ).
Уполномоченный орган исполнительной власти определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ. Скорее всего, им будет орган, подписавший соглашение от имени субъекта РФ, но не обязательно.
Предложение подлежит официальному опубликованию, т.е. опубликованию в издании, в котором публикуются нормативные правовые акты государственного органа, предлагающего участие в соглашении.
В течение 30 календарных дней со дня опубликования предложения о присоединении работодатели, не желающие участвовать в соглашении, обязаны представить письменные мотивированные отказы в государственный орган, руководитель которого опубликовал предложение.
Пример.
Предложение о присоединении к соглашению о региональной минимальной заработной плате было опубликовано 25 октября 2007 года. Тогда работодатели, не желающие участвовать в соглашении, должны представить письменный отказ не позднее 24 ноября. Если суббота 24 ноября является для государственного органа, в который представляется отказ, нерабочим днем, то согласно части четвертой ст.14 ТК РФ днем окончания срока будет ближайший следующий за ним рабочий день, например понедельник 26 ноября.
В случае спора между работодателем и работником или государственными органами по поводу применения соглашения обязанность представить доказательства отказа от участия в соглашении суд возложит на работодателя. Поэтому работодателям, не желающим участвовать в соглашении о минимальной заработной плате, следует внимательно следить за процессом подписания соглашения о минимальной заработной плате и знакомиться с изданиями, публикующими нормативные правовые акты органов власти данного субъекта РФ.
Чем же работодатель может мотивировать свой отказ присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате?
Если отказ присоединиться к соглашению не будет представлен своевременно, соглашение о региональной минимальной заработной плате считается распространенным на работодателя с момента официального опубликования предложения о присоединении (ч.8 ст.133.1 ТК РФ).
Причин может быть множество. Но любая причина отказа должна быть объективной. Работодатель должен быть готов в случае спора подтвердить причину отказа документально. Отказаться, на наш взгляд, можно, например, ввиду тяжелого финансового состояния работодателя, если региональный МРОТ, установленный соглашением, превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта РФ и по другим обстоятельствам.
Отметим, что законодательство не предоставляет уполномоченному органу права признавать отказ немотивированным и на этом основании полагать, что соглашение распространяется на работодателя.
Письменный мотивированный отказ — это только полдела. Вместе с отказом работодатель, обязан также представить:
— протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации;
— предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного соглашением, участие в котором ему навязывается.
Работодателю придется поторопиться, чтобы успеть собрать совещание с представителями профсоюзов до момента истечения срока, в течение которого возможен отказ от присоединения к соглашению. При этом неясно, как поступать в тех случаях, когда консультации с профсоюзами затянулись или не состоялись по вине последних.
Если у работодателя профсоюзы не действуют, то к отказу, на наш взгляд, следует приложить письмо, в котором уполномоченный орган будет проинформирован об отсутствии выборного органа первичной профсоюзной организации.
Что касается предложений по срокам повышения минимальной заработной платы, то не совсем понятен, а вернее совсем непонятен статус документа: является ли он обязательным, грозит ли работодателю ответственность в случае его невыполнения? Но в любом случае эти сроки работодатель определяет самостоятельно. Ничто не обязывает работодателей увеличивать минимальную заработную плату сразу же после подписания соглашения, в котором они не участвуют.
Поскольку в части восьмой ст.133.1 ТК РФ речь идет о представлении документов в уполномоченный орган, то день направления документов почтой не будет считаться днем их представления. Поэтому в последние дни срока лучше сдавать документы в экспедицию или канцелярию соответствующего государственного органа.
После того как все документы собраны и представлены в уполномоченный орган, работодатель считается отказавшимся от участия в соглашении.
Но на этом мытарства работодателя не заканчиваются.
Упрямые работодатели берутся под особый контроль: копии их письменных отказов направляются руководителем уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ в территориальный орган Роструда (Федеральной службы по труду и занятости).
„Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права“ (ч.10 ст.133.1 ТК РФ).
Кроме того, представители этого работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации могут быть вызваны для проведения консультаций с участием комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отказаться от участия в этих консультациях нельзя. На консультациях чиновники, наверно, будут изучать причины отказа и „настоятельно рекомендовать“ работодателю присоединиться к соглашению.
***
Рассмотренный порядок принудительного участия в региональном соглашении возможен только в том случае, если это соглашение касается исключительно минимальной заработной платы. Государственные органы субъектов РФ, участвующие в разработке и принятии соглашения, могут попытаться «под шумок» пропихнуть в него нормы, которые не относятся к минимальной заработной плате. На наш взгляд, региональные соглашения, предусматривающие кроме повышения МРОТ еще какие-либо обязательства работодателя, не могут распространяться на работодателей, не приславших в уполномоченный орган письменный отказ.
Источник
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) по регионам России в 2013 году
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда” (в ред. от 03.12.2012 № 232-ФЗ) с 1 января 2013 МРОТ федеральный составляет 5 205 российских рублей.
Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать на своей территории региональный МРОТ выше федерального (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таблица. МРОТ 2013 по субъектам Российской Федерации
Наименование субъектов Российской Федерации | МРОТ | Документ подтверждающий |
---|---|---|
Центральный федеральный округ | ||
Российской Федерации | 5205 | Федеральный закон от 03.12.2012 N 232-ФЗ “О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда” |
Белгородская область | 5205 | |
Брянская область | 5205 | |
Владимирская область | 5205 | |
Воронежская область | 5205 | . |
Ивановская область | 5205 | |
Калужская область | 5864 | Соглашение о минимальной заработной плате в Калужской области на 2013 |
Костромская область | 5205 | |
Курская область | 5721 | Соглашение между Администрацией Курской области, Общественной организацией “Федерация профсоюзных организаций Курской области” и объединением работодателей “Курский областной союз промышленников и предпринимателей” о минимальной заработной плате на территории Курской области на 2012-2013 гг. |
Липецкая область | 5205 | |
Московская область | 9000 | Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области на 2012-2013 гг. |
Орловская область | 5205 | |
Рязанская область | 5800 | Региональное соглашение между Правительством Рязанской области, Рязанским областным объединением организаций профсоюзов, объединением работодателей “Рязанская Ассоциация экономического сотрудничества предприятий” от 13.05.2010 “О минимальной заработной плате в Рязанской области на 2010 год” |
Смоленская область | 5205 | |
Тамбовская область | 5205 | |
Тверская область | 6492,79 | Соглашение о минимальной заработной плате в Тверской области от 13.09.2010 |
Тульская область | 6000 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тульской области на 2013г. |
Ярославская область | 5205 | |
г. Москва | 12200 | |
Северо-Западный федеральный округ | ||
Республика Карелия | 6845 | Распоряжение Правительства РК на 2012-2013гг. |
Северная часть Республики Карелия: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша | 7928 | |
Республика Коми | 5205 | |
Архангельская область | 5205 | |
Вологодская область | 5205 | |
Калининградская область | 6500 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Калининградской области на 2013 год |
Ленинградская область | 6800 | Региональное соглашение о внесении дополнений в региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2013 год |
Мурманская область | 9112 | Соглашение Правительства Мурманской области, Облсовпрофа, Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области “Соглашение о минимальной заработной плате в Мурманской области на 2012 – 2013 годы” |
Новгородская область | 5205 | |
Псковская область | 5205 | |
г.Санкт-Петербург | 8326 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2013 год. |
Ненецкий авт.округ | 5205 | |
Южный федеральный округ | ||
Республика Адыгея | 5205 | |
Республика Калмыкия | 5205 | |
Краснодарский край | 6469 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2013г. |
Астраханская область | 5205 | |
Волгоградская область | 5205 | |
Ростовская область | 5205 | |
Северо-Кавказский федеральный округ | ||
Республика Дагестан | 5205 | |
Республика Ингушетия | 5205 | |
Кабардино-Балкарская Республика | 5277 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате на 2012-2013гг. |
Карачаево-Черкесская Республика | 5205 | |
Республика Северная Осетия – Алания | 5205 | |
Чеченская Республика | 5205 | |
Ставропольский край | 5205 | |
Приволжский федеральный округ | ||
Республика Башкортостан | 5500 | Указ Президента РБ от 09.11.2010 N УП-641 “О минимальной заработной плате в Республике Башкортостан” |
Республика Марий Эл | 5652 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате на 2012-2013гг. |
Республика Мордовия | 5205 | |
Республика Татарстан | 5205 | |
Удмуртская Республика | 5205 | |
Чувашская Республика | 5205 | |
Пермский край | 5205 | |
Кировская область | 5205 | |
Нижегородская область | 5205 | |
Оренбургская область | 5205 | |
Пензенская область | 5205 | |
Самарская область | 5205 | |
Саратовская область | 5205 | |
Ульяновская область | 5205 | |
Уральский федеральный округ | ||
Курганская область | 5683 | Региональное соглашение о внесении дополнений в региональное соглашение о минимальной заработной плате на 2012-2013гг. |
Свердловская область | 5205 | |
Тюменская область | 7000 | Региональное соглашение о внесении дополнений в региональное соглашение о минимальной заработной плате на 2013г. |
для работников бюджетных, казенных, автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, учрежденных Тюменской областью или муниципальными образованиями Тюменской области | 5400 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области на 2012-2013гг. |
для работников внебюджетного сектора экономики | 5200 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области от 28.04.2011 |
Челябинская область | 5205 | |
Ханты-Мансийский авт.округ – Югра | 10250 | Трехстороннее соглашение О минимальной заработной плате в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012-2013 гг. |
Ямало-Ненецкий авт.округ | 11171 | Дополнительное соглашение N 1 к региональному соглашению о минимальной заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе на 2012-2013гг. |
Сибирский федеральный округ | ||
Республика Алтай | 5205 | |
Республика Бурятия | 5338 | Правительством Республики Бурятия, Объединением организаций профсоюзов Республики Бурятия и союзами работодателей Республики Бурятия от 26.07.2010 N 020-000061 “О минимальной заработной плате в Республике Бурятия” |
Республика Тыва | 5205 | |
Республика Хакасия | 5205 | |
Алтайский край | 6303 | Региональное соглашение между Алтайским краевым общественным объединением профсоюзов, краевым объединением работодателей и Администрацией Алтайского края “О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2012 – 2013 годы” |
Забайкальский край | 5205 | |
Красноярский край | 5095 | Региональное соглашение N 84 о минимальной заработной плате в Красноярском крае на 2012-2013гг. |
для районов Крайнего севера Красноярского края: | 8279 | |
г. Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район | 8279 | |
Северо-Енисейский район | 7324 | |
Туруханский район – севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан, Эвенкийский муниципальный район – севернее параллели 63° северной широты, южнее параллели 63° северной широты | 7643 | |
южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан, Кежемской район | 6687 | |
г. Енисейск, г. Лесосибирск, Богачанский район, Енисейский район, Мотыгинский район, | 5735 | |
Иркутская область | 5205 | |
Кемеровская область | 5205 | |
Новосибирская область | 9030 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Новосибирской области на 2013гг. |
Омская область | 5205 | |
Томская область | 6372 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2011 год от 23.11.2010 |
в районах Крайнего севера и городе Колпашево (Томская область) | 7895 | |
Дальневосточный федеральный округ | ||
Республика Саха (Якутия) | 6614 | Республиканское (региональное) соглашение о минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и Республиканскими объединениями работодателей на 2012-2013гг. |
Камчатский край | 5205 | |
Приморский край | 5205 | |
Хабаровский край | 6700 | Соглашение о минимальной заработной плате в Хабаровском крае между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, региональным объединением работодателей Союз работодателей Хабаровского края” и Правительством Хабаровского края” на 2013г. |
Амурская область | 5535 | Соглашение между Правительством Амурской области, Советом Федерации профсоюзов Амурской области и Союзом работодателей Амурской области от 10.09.2008 О минимальной заработной плате в Амурской области для работников внебюджетной сферы |
По северной зоне Амурской области | 5995 | |
Магаданская область | 9500 | Соглашение об установлении минимальной заработной платы в Магаданской области между Объединением организаций профсоюзов Магаданской области, Объединением работодателей Магаданской области и Администрацией Магаданской области на 2013г. |
Сахалинская область | 11050 | Соглашение о минимальной заработной плате в Сахалинской области на 2012-2013 гг. |
Еврейская авт.область | 5205 | |
Чукотский авт.округ | 5205 |
Динамика изменения МРОТ в России с 2000 по 2013 год
Дата | МРОТ 2000-2013 в российских рублях |
---|---|
с 1 января 2013 | 5 205 |
c 1 января 2012 | 4 611 |
с 1 июня 2011 | 4 611 |
с 1 января 2010 | 4 330 |
с 1 января 2009 | 4 330 |
с 1 сентября 2007 | 2 300 |
с 1 мая 2006 | 1 100 |
с 1 сентября 2005 | 800 |
с января 2005 | 720 |
с 1 октября 2003 | 600 |
с 1 мая 2002 | 450 |
с 1 июля 2003 | 300 |
с 1 января 2001 | 200 |
с 1 июля 2000 | 132 |
Размер среднемесячной заработной платы по отдельным видам экономической деятельности в Ульяновской области за январь – апрель 2013 года
Информируем работодателей Ульяновской области о размере среднемесячной начисленной заработной платы по полному кругу организаций по отдельным видам экономической деятельности, сложившемся в январе – апреле 2013 г.
Виды экономической деятельности | Среднемесячнаязаработная плата за январь-апрель 2013 г. (руб.) |
В целом по области, в т.ч.: | 17769,8 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (в целом) | 11444,9 |
Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях | 11277,0 |
Лесное хозяйство | 14376,2 |
Добыча полезных ископаемых (в целом) | 34224,2 |
Обрабатывающие производства (в целом) | 17828,4 |
Производство пищевых продуктов | 17071,3 |
Текстильное и швейное производство | 10375,5 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева | 10890,2 |
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность | 15206,7 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий | 11941,3 |
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 19886,1 |
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 17509,0 |
Производство транспортных средств и оборудования | 19606,4 |
Производство машин и оборудования | 19344,9 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (в целом) | 20343,2 |
Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды | 21603,1 |
Сбор, очистка и распределение воды | 14364,1 |
Строительство | 16454,2 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (в целом) | 13737,4 |
Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт | 16037,0 |
Оптовая торговля, включая торговлю через агентов кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 12891,3 |
Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования | 13664,1 |
Гостиницы и рестораны | 11642,3 |
Транспорт и связь (в целом) | 22314,2 |
Деятельность сухопутного транспорта | 19677,0 |
Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность | 16026,1 |
Связь | 19642,9 |
Финансовая деятельность | 31130,3 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (в целом) | 18070,7 |
Операции с недвижимым имуществом | 13918,1 |
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий | 19462,2 |
Научные исследования и разработки | 29869,6 |
Образование | 14407,2 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 14280,7 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (в целом) | 13123,3 |
Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность | 15860,5 |
Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта | 12270,4 |