Давно когда-то — в 2004 еще году — в Новосибирске придумали акцию «Тотальный диктант». Собрать желающих, продиктовать текст, проверить грамотность. С 2011-го мероприятие стало всероссийским. Сначала тестировали знания на классиках — Толстой, Гоголь, Киплинг, Быков Василь. Потом обратились к современникам — Борис Стругацкий, Прилепин, Быков Дмитрий. В этом году оригинальный текст для диктанта готовила Дина Рубина.

Усмотреть в «Тотальном диктанте» нечто сверх любви к родному языку и желания его сохранить затруднительно. Но это — если вы человек обычный. А если вы человек государственный — крамола ощутима сразу. Скандал в Ульяновске тому порукой.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов взял — и самолично заменил в подведомственной области текст диктанта. То ли на одной, базовой площадке — во дворце «Губернаторский», то ли еще и в 77 школах области. Пишут разное. Но скандал налицо, организаторы аннулируют результаты, шлют губернатору гневные письма и, похоже, до конца не понимают, что произошло.

Губернатор, знаменитый патриотическими инициативами (Ульяновск, например, славится акцией «Роди патриота в день России»; даже музей Ленина — и тот проводит поэтический конкурс «Русь славянская, Россия православная», в котором должны принимать участие «юнцы и девицы, богатыри и богатырки, достопочтимцы и достопочтимицы») и просто эксцентричными выходками, свое решение разъяснил: «Творчество писателя, активно использующего в своих произведениях ненормативную лексику, не соотносится с концепцией “Тотального диктанта”. Акция, прежде всего, выступает за чистоту русского языка, за повышение культуры письма. Для нас задача поддержки русского языка несет особый смысл. Без уважения к своему языку немыслима искренняя любовь к Родине. Язык — это душа народа. В каждом его слове и выражении хранится уникальная сила, глубочайшие чувства и вековая мудрость наших предков. И не беречь это достояние — самое настоящее преступление».

Обычное провинциальное самодурство, казалось бы. Местный начальничек лучше, чем организаторы всероссийской акции, знает, что соотносится, а что не соотносится с концепцией мероприятия. Кому, как не губернатору, решать, что будет диктоваться во дворце «Губернаторский».

Диктовали, кстати, отрывки из рассказа Василия Пескова, журналиста «Комсомольской правды». Рассказ называется «Я всем обязан деревне» и посвящен художнику Пластову. Все патриотично, все безупречно.

И раз уж «Комсомолка» помянута, как не вспомнить, что именно там недели за две до диктанта появилась колонка Ульяны Скойбеды. Звезда была в шоке: как же так, русскому языку нас будет учить гражданка Израиля! Для нас — анекдот, для человека государственного — сигнал из центра, данный через самую тиражную газету.

Кстати, местная общественность тоже не отставала. Ульяновский литератор Марянин (автор слов гимна Ульяновска и Ульяновской области, между прочим) в блоге у губернатора разместил образцовый донос. Классика жанра:

«Уважаемый Сергей Иванович! Мне жаль наших российских учеников, учителей и чиновников от образования, которых обязали участвовать во всероссийском “тотальном диктанте” и используют втемную, раскручивая популярность израильской матерщинницы Дины Рубиной, это национальный позор! Неужели в России нет писателей, достойных провести всероссийский урок русского языка? Шлю далеко не полный цитатник из произведений Дины Рубиной, ее ведь мало кто знает и мало кто читал. Не знаю, как кому, но мне за державу обидно, кто нас русскому языку учить собрался… Я бы на Вашем месте отменил этот диктант на территории Ульяновской области и заменил его на диктант от кого-то из действительно всеобще известных писателей (Крупин, Распутин и др.). Подавляющее число россиян это поддержало бы, я уверен… А так получится, что после диктанта никому не известная матерщинница из Израиля сразу станет в сознании учителей и учеников чуть ли не классиком русской литературы… Печально и противно».

И дальше, тоже замечательно:

«Кроме того, в последние годы “тотальный диктант” оседлала оппозиция, в 2009-2012 годах тексты для него сочиняли Стругацкий, Прилепин, Быков. Но они хотя бы живут в России и не используют матерщину как основу своего творчества. А Рубина уже более 20 лет не живет в России, а книги ее я прочитываю только до первой матерной фразы и выбрасываю… Пусть она пишет, как ей нравится, но почему вся Россия должна что-то писать под ее диктовку? Выходит, деятели “Единой России” книг не читают, и им все равно, кого делать кумиром молодежи? С таким отношением, играя в поддавки, эту молодежь очень легко проиграть».

Эталонный текст. Тут все — и забота о нравственности, и патриотизм, плавно перетекающий в жидоедство, и аккуратный перенос вопроса в политическую плоскость. Не перевелись на Руси таланты. Тем более что жанр скоро будет востребован.

Что оставалось делать губернатору? Только реагировать на сигналы — и московские, и местные — от возмущенной общественности.

Чтобы понять, что перед нами — не рядовое провинциальное самодурство, нужно преодолеть московский снобизм. В Москве принято считать, что регионы — отсталые. А регионы — они наоборот, передовые. В Москве только спорят о контурах новой России, о том, наступит ли темное завтра, и если все-таки наступит, то насколько в нем будет темно. А регионы, раздавленные местной и центральной властью, в этом завтра уже начинают потихоньку жить.

Пишу и думаю: страшно. Вдруг кто-нибудь очередной скойбеде расскажет, что Пушкин — негр. Сущий бес в проказах и сущая обезьяна лицом. Разоблачит столичная праведница негодяя, задумается какой-нибудь очередной губернатор о судьбах родины, и начнутся у русского языка в России настоящие проблемы.

http://lenta.ru/columns/2013/04/09/total/