Чувашский народ “правильнее было бы называть суваро-булгарами”, поскольку понятие “чуваш” – это соционим, а не этноним. Об этом заявила группа чебоксарских краеведов-любителей на презентации своих книг-альбомов, посвященных древней культуре суваро-булгар. Группа называет себя “суварами”, современными потомками прародителей чувашского народа и ставит своей целью “возрождение утраченной суваро-булгарской культуры”.

На презентации так называемых “новых сувар” можно было узнать по нагрудным знакам в виде суварского символа солнца и рубашкам, украшенным этническим орнаментом. В группу входят художники, ювелиры, искусствоведы, бизнесмены Чувашии. Они с гордостью причисляют себя редкой этнической группе. И даже в официальных документах стараются подчеркнуть свои корни, указывая в графе о национальной принадлежности – “сувар”. К примеру, в одном из ЗАГСов Чебоксар в декабре 2012 года был заключен “первый официальный брак между двумя суварами”.

“Чуваши – это не этническое название, а общее социальное имя поволжских народов. До Ивана Грозного чуваши назывались суваро-булгарами. Поэтому нам правильнее будет называться суваро-булгарами”, – заявил художник Юрий Ювенальев. Он также относит себя к суварам, является одним из авторов альбома об этнической религии суваро-булгар.

“Новые сувары” убеждены, что распространенное мнение о том, что “в древности чуваши только в лаптях ходили”, а “культура появилась только после революции”, не соответствуют исторической правде. “У нас была богатейшая культура. Наша задача – доказать, что у нас более глубокие корни, чем принято считать. Мы ищем маршруты чувашского народа в истории”, – подчеркнул Юрий Ювенальев. При этом с сожалением заметил, что культурой суваро-булгар “больше занимаются ученые Татарстана”: “Они за нас много работают, невольно нам помогая”.

Как заявили представители суварской группы, готовится в свет очередное издание, посвященное этническим именам суваро-булгар. “Во время насильственной христианизации все суварские имена исчезли. А было около 12 тысяч имен. Хотим восстановить историческую правду. Не в агрессивной в форме, а в информационно-просветительской”, – подчеркнул Ювенальев.

В частности, чебоксарские исследователи суварских корней считают сомнительной теорию ученых 20 века, согласно которой чуваши относятся к тюркам: “У нашего народа язык и некоторые культурные аспекты гораздо древнее. Нас можно отнести к пратюркским народам”, – пояснил Юрий Ювенальев.

Автор издания о философии символов суваро-булгарской культуры, коллекционер Владимир Алмантай подчеркнул, что чуваш неверно относить и к язычникам. “До христианизации социальным термином “языческие чуваши” называли и татар, и русских, и марийцев, и удмуртов с этнической верой. Но чуваши никогда не были язычниками. Они всегда поклонялись одному верховному богу, а не множеству, как в язычестве””, – сказал автор книги. Он также сообщил, что “на древних памятниках, найденных в Старых Урмарах, встречаются слова “сувар” и “булгар”, написанные на арабском языке”, но этноним “чуваш” до 18 века не встречается нигде”.

“Мы хотим знать, кто мы на самом деле? Где наши корни? У нас только исследовательские цели”, – подчеркнул Алмантай.

Авторы изданий не отрицают, что являются лишь “этнографами-любителями”, но при этом со скепсисом относятся к некоторым профессиональным историкам. “Они считают себя профессионалами, но я, например, когда открываю их труды, ничего профессионального там не вижу”, – заявил Юрий Ювенальев.

В художественном музее, где прошла презентация, была также развернута выставка “Культура суваро-булгар”.

Осенью 2012 года группа чувашских ученых-историков и писателей, называющая себя “наследниками древнеболгарской цивилизации”, вышла с инициативой изменить название Чувашской Республики “на историческое”: “Республика Чувашия – Волжская Болгария”. По-чувашски это будет так: “Чаваш Республики – Аталси Палхар”. Соответствующее письменное обращение, адресованное депутатам и органами власти, было распространено в Чебоксарах в ходе “круглого стола” с руководителями делегаций чувашских национально-культурных объединений России и зарубежных стран. В обращении говорится, что “восстановление исторического названия республики поднимет статус региона”, “престиж чувашского языка и культуры”, “укрепит национальное самосознание” и “повысит инвестиционную и туристическую привлекательность республики”.

Напомним, по итогам переписи-2010, более 1,251 млн опрошенных жителей Чувашии отнесли себя к представителям 115 национальностей. Первую строчку традиционно занимают чуваши: численность титульной нации в родной республике составляет 814,8 тыс. человек (или 67,7% общей численности населения региона). За ними следуют русские – 323,3 тыс. человека (26,9%), татары – 34,2 тыс. (2,8%) и мордва – 13 тыс. (1,1%).

В ходе переписи 352 человека (или 0,03% от всех опрошенных в республике) указали “другие ответы о национальной принадлежности”. В частности, 75 жителей Чувашии назвали себя по национальности “россиянами”, 50 – “метисами”, примерно по 30 человек – “дагестанцами”, “гвинейцами” и “ангольцами”. В республике также живут 11 “булгар”, считающих себя потомками Волжской Булгарии.

http://www.regnum.ru/news/1647783.html