Курочка по зернышку клюет, а весь двор – в помёте!
(Русская пословица)
Знаменитый монах отец Жозеф, или Франсуа Лекле дю Трамбле, живший во Франции в XVII веке и заслуживший в дипломатических европейских кругах звание – «Серый кардинал», лопнул бы от злости, узнав о том, что сегодня, в XXI столетии, какую-то провинциальную шушеру из числа заместителей губернатора Ульяновской области Сергея Морозова величают его славным прозвищем. Сначала это был Александр Большаков – царствие ему небесное! – погибший в собственном особняке, как утверждали правоохранители, от рук грабителей, затем местные СМИ «серым кардиналом» стали именовать другого вице-губернатора – бывшего мэра Ульяновска Александра Пинкова, прославившегося неудавшейся «бордюризацией» областного центра и таинственным наличием бобрового семейства в сквере имени писателя Ивана Гончарова. Однако, после того как Следственный комитет РФ начал «копать» коррупционные составляющие в деятельности этого чиновника, на свет всплыл Александр третий – по фамилии Якунин, вроде бы занимавшийся всю свою сознательную жизнь сельским хозяйством, а нынче ставший непревзойденным специалистом во всех отраслях экономики и социального развития. По крайней мере, во время частых заграничных вояжей губернатора, «серый кардинал» №3, оставаясь на посту местоблюстителя, порой даже затмевал славу Сергея Морозова по части креатива – как в демографии, так и в опоросе свиней. И даже о проблемах нанотехнологий он сегодня рассуждает не хуже Анатолия Чубайса. Участившиеся в последнее время его интервью на разные темы в СМИ и Интернете, а также многочисленные встречи с общественностью (включая маразматический клуб «Симбирский глагол» во главе с журналистом Жаном Миндубаевым) дают повод для комментариев местных политологов о том, что скоро в регионе поменяется власть: дескать, Сергей Морозов уйдет на повышение в Москву (давно пора! – в Кремле традиционна любовь к «мечтателям»), а его место займет достойный преемник – Александр Якунин.

1. На чиновничьей стезе
«Серые кардиналы» и будущие «преемники» в современной России, как цыплята, из яиц самостоятельно не вылупляются: как известно, их пестуют в своих инкубаторах нынешние хозяева жизни – бывшие функционеры КПСС, «красные директора», силовики, шустрые комсомольские активисты, авантюристы всех мастей и просто бандиты, сумевшие в 90-х годах прибрать к рукам все национальное добро. Зато, выйдя из инкубатора, новая бюрократическая элита начинает, как курочка, по зернышку клевать – прежде всего, в интересах своих покровителей, но и, конечно же, для себя, любимых.
Не исключением стал и Александр Якунин, на заре перестройки – простой деревенский парень из села Полдомасово Ульяновского района, только что закончивший Рязановский совхоз-техникум. Собственно, судя по биографии, поработать по специальности ему толком и не удалось (несколько месяцев в совхозе «Заветы Ильича» – ничто для опыта сельского специалиста!), Якунина забрали в армию, а уж после нее – опять учеба, на этот раз в Ульяновском сельскохозяйственном институте, после окончания которого он прямехонько встал на чиновничью стезю – сначала, по рекомендации тогдашнего первого секретаря райкома КПСС Юрия Горячева, был избран председателем родного сельсовета, а через год – председателем Ишеевского поселкового Совета.
Так и пошла дальше жизнь на руководящих должностях – в районном управлении сельского хозяйства, в ООО «Стройпластмасс-Агро», в областном управлении сельского хозяйства, вплоть – до нынешнего поста в региональном правительстве. То есть карьерная лестница, без сучка и задоринки, вела вверх, на недосягаемую для других сельчан высоту. Возникает вопрос – почему? Из-за высоких профессиональных навыков и эрудиции? Вряд ли! Рязановский совхоз-техникум – это не Тимирязевка, да и Ульяновский сельхозинститут – не Сорбонна!
Здесь – другое. Сегодня, ностальгируя по горячевским временам, многие из ульяновцев, идеализируя образ Ю.Ф., сравнивают его с нынешними хапугами-руководителями региона: дескать, кристально честный был человек, сам не воровал и другим – не давал! Да, может, самому ему, в положении хозяина региона, ничего и не надо было – все под рукой: и престижное жилье, и госдача в Карлинской роще, и служебные авто, и отдых в Анапе, и прочие блага. А вот для своих родственников, включая троюродных племянниц и племянников, он постарался на славу. Один только сын – Олег Юрьевич выгреб из казны столько денег, сколько и не снилось сегодняшним местным коррупционерам. Другое дело – распорядился он ими бездарно. Впрочем, говорят, немало еще и осталось. Кафе «Теремок» – это так, развлечение! А есть еще и недвижимость в Казани и Саратове, и предприятия в других городах, и акции престижных корпораций.
Так вот, птенец из «горячевского гнезда» (то бишь инкубатора) – Александр Якунин на первоначальном этапе своей карьеры, работая в Ульяновском районе, обеспечивал благами многочисленное губернаторское семейство. Кстати, именно в те времена в Ишеевке появился и у него особнячок.

2. На круги своя
Надо сказать, при всем развале экономики, существовавшем в то время, Ульяновский район выглядел на фоне других значительно лучше. Конечно, и здесь многие хозяйства развалились, да и социальную сферу кризис подкосил основательно, однако, пахали и сеяли, урожай собирали, потихоньку строились. Из перерабатывающих и промышленных предприятий благополучно действовали завод «Стройпластмасс» в Салмановке и фабрика минеральной воды «Волжанка» в Ундорах, где генеральными директорами были Равиль Насыров и Михаил Горшков, которым покровительствовал губернатор и, правдами и неправдами, переводил сюда значительные бюджетные средства.
Со временем два этих «горячевских птенца» превратились, как говорили местные жители, в настоящих баев, беззастенчиво забирая в свои вотчины все, что плохо лежит, то есть остатки государственной собственности. Ну, а в услужении у них, как и у Горячева-старшего, оставался все тот же районный чиновник Александр Якунин.
Гром грянул в 2001 году, когда к власти в регионе пришел генерал Владимир Шаманов, и преференции для Ульяновского района приказали долго жить. «Симбирские цирюльники» Никиты Михалкова – покровителя нового губернатора переключили финансовые потоки на себя. Александр Якунин вынужден был покинуть насиженное место и возглавить спешно созданное к тому времени в вотчине Равиля Насырова ООО «Стройпластмасс-Агро», – благо, все окрестные земли принадлежали последнему.
Пришлось засучить рукава, но все равно до прежнего благополучия было далеко. Салмановский линолиум и ундоровская «Волжанка» не то, чтобы совсем перестали пользоваться спросом, а просто на рынке появилось много конкурентов – напольные покрытия из Европы да и более качественная минералка из-за бугра. Так что, было из чего выбирать. Ну, а от производства сельского хозяйства, как известно, – навара никакого! Эта отрасль государственной поддержки требует…
И все же выход был найден. Александр Якунин вдруг был назначен начальником управления областного сельского хозяйства! Как это произошло – история умалчивает. Сам Александр Иванович в одном из интервью ссылается на то, что в разгар страды некстати заболел предыдущий глава ведомства Владимир Тигин и его первый зам, и генералу Шаманову посоветовали взять на службу именно его. Кто же, собственно говоря, «посоветовал»? Да оба его покровителя – Насыров и Горшков. Будучи депутатами, один – Законодательного собрания области, другой – районного Совета, они и убедили губернатора обновить руководство сельскохозяйственного ведомства, обещая ему при этом свою поддержку на предстоящих выборах. К тому же, и «симбирские цирюльники» не возражали – охота ли москвичам в копаться в руинах сел и деревень?
Означало ли это, что Александр Якунин и его покровители из чувства альтруизма вознамерились помочь селу? «Не смешите меня!» – говорят в Одессе. Они просто вернулись на круги своя: есть «рука» в областной администрации – преданная и верная, которая может дополнительно отщипнуть из бюджета региона часть средств, предназначенных для поддержки сельского хозяйства. И, естественно, в их пользу! Ну, а они, как законодатели, принципиально и с достоинством проголосуют за это!
«Принципиально и с достоинством» голосуют они в Законодательном собрании и по сей день, распределяя многомиллионные субсидии между собой и другими депутатами, руководителями крупных сельхозпредприятий – новоспассцем Григорием Мяниковым и мелекессцем Анатолием Голубковым. Остальным же сельхозпроизводителям достаются гроши.
Именно поэтому сегодня эта отрасль региона переживает самые худшие времена, несмотря на громкие реляции ее руководителей о величественных инвестиционных проектах, о мега-фермах и новых технологиях производства зерна и мяса, о всевозрастающем строительстве социальных объектов на селе.

3. Бои местного значения
Зато, как уже было сказано, первый вице-губернатор Александр Якунин – на коне! Местный олигархат двигает его в губернаторы: еще бы – свой в доску парень, с федеральными министрами общается на равных, послов принимает, словно всю жизнь только этим и занимался. А что? Где наша не пропадала! Мы тоже не пальцем деланные, тоже умеем пыль в глаза пустить, попиариться на славу. Дескать, у нас, в Ульяновской области, это такая национальная забава.
А еще «серый кардинал» Александр Иванович Якунин любит воевать. Но в отличие от своего первозванца – монаха отца Жозефа, в миру – Франсуа Лекле дю Трамбле, который сталкивал лбами монархов Европы, участвующих в Тридцатилетней войне, ульяновский Жозеф воюет на стороне:
а) ООО имени Степана Разина (гендиректор Александр Дикмаров), монополиста по вылову рыбы в акватории Куйбышевского водохранилища. Отсюда и недавние «разборки с Клюквенным заливом и другими водоемами;
б) ООО «ФПК» (гендиректор Елена Белова), затеявшего грандиозный проект по строительству мусорного полигона в Ульяновском районе, который, благодаря усилиям общественности, – слава Богу! – удалось не реализовать, но средства, выделенные на строительство дороги к нему, застряли в чьих-то карманах. Новый проект Елены Беловой еще «грандиознее», в этот раз она продвигает проект прихода на ульяновский рынок немецкой фирмы «РЕМОНДИС» и создание мусорного полигона в районе поселка Меловой. О немецких мусорщиках, учитывая их «опыт» работы в других регионах, можно сказать открыто, что с их приходом резко возрастают тарифы для населения на вывоз и утилизацию мусора, «рушится» привычный рынок и система вывоза ТБО. На примере города Саранска можно сказать, улицы начинают утопать в «дерьме», так как мусор вывозится не каждый день;
в) ООО «Агропромпродукт» (гендиректор Любовь Овчинникова), через который Минсельхоз в свое время выделял товарные и денежные кредиты фермерам. В 2006 году контрольное управление области выявило хищения из областного бюджета 50 миллионов рублей. Об этом было доложено Якунину, но по странному стечению обстоятельств он не передал эту информацию в правоохранительные органы. А почему? А потому, что сия фирма – дочернее предприятие завода «Стройпластмасс», которое возглавляет Равиль Насыров.
Можно продолжить перечень других фирм, на защите интересов которых стоит ульяновский «серый кардинал» и, можно предположить, имеет от этого немалые дивиденды, однако не будем утомлять читателя, скажем коротко:
«Курочка» Якунин хоть и клюет по зернышку, но и гадит изрядно, сея в ульяновцах неверие в торжество справедливости, отнимая у них уверенность в завтрашнем дне.

http://morev73v.livejournal.com/5951.html