Семейная игра, о которой я расскажу ниже, посвящена богатству этого мира. Деньги — лишь одно из проявлений этого богатства. Помимо этого всеми признанными ценностями являются время, предметы искусства, драгоценные камни, ценные бумаги, доли в бизнесе… На мой взгляд, средне подготовленный ребенок 6-7 лет уже вполне способен понять и проникнуться ценностями нашего мира. А вот в 14-15 лет, когда в традиционных школах начинаются уроки Экономики, на мой взгляд, уже поздно в игрушки играть и уже вполне можно слушать лекции Баффетта и пробовать свои силы в инвестировании.

Прежде чем приступить к описанию задумки, остановлюсь на так называемом раннем развитии.

Раннее развитие

Как правило, родители не придумывают, а берут уже готовые рецепты занятий с ребёнком. Их плюсы и минусы подробно и качественно расписал отец пятерых детей Леонид Некин на своей страничке www.nekin.info. Настоятельно рекомендую потратить несколько часов на внимательное изучение материала. Также достойна внимания его книга из серии «Тропинка к гениальности. Заметки о родительском мастерстве»: Родительское «Я сам!» издательства «Логос» (М., 2007).

Также достоин внимания опыт семьи Никитиных — www.nikitiny.ru в частности, головоломки и задачки, представленные на сайте.

Отдельно хотелось бы остановиться на теме настольных игр. В России они совершенно непопулярны, у нас знают разве что «Монополию». А между тем в мире выпущены тысячи интереснейших настольных штуковин, играя в которые ребёнок знакомится с круговоротом денег в природе, понимает разницу между деньгами и зарплатой и делает прочие интересные открытия. На русском языке мало что выпущено, многие по-настоящему интересные коробки приходится заказывать из Англии.

Очень хороший сайт по настольным играм — www.tesera.ru

Однако купив хорошую настольные игру, родители должны быть готовы несколько часов потратить на разбор игровых правил. Самый простой способ — посмотреть игровой процесс на ютьюбе. Но прежде чем купить игру, вы должны понимать, что ребенок 6-10 лет в ней сам без вашей помощи не разберётся.

На занятиях со своими детьми 0-6 лет я делаю упор на развитие правого (творческого) полушария мозга, тренировку памяти и воображения ребёнка. Особенно хочу отметить важность физических нагрузок в промежутках.

Заниматься с ребенком вполне можно уже в возрасте 2 месяцев. Для этого достаточно распечатать или нарисовать простейшие геометрические фигуры и повесить несколько плакатов вдоль траектории движения по квартире. Пока носишь ребёнка на ручках, борешься с бурлящим животиком, маленький гений разглядывает не голые стены, а изображения базовых форм нашего мира. Также ничего не стоит включать фоном классическую музыку и следить за реакцией ребёнка. У нас в семье особой любовью старшего пользовался Вивальди «Времена года».

Постепенно, ближе к полугоду, к геометрическим фигурам можно добавлять и другие изображения. Я использовал фотографии разной живности и архитектирных красот из журнала GEO. Проходишь мимо, называешь зверюгу, ребёнок разглядывает рисунок, что-то у него откладывается.

Некоторые авторы методик советуют в возрасте полугода предоставить в распоряжение ребёнка подручные музыкальные инструменты, чтобы он учился на них «играть». В идеале это должен быть синтезатор, удачно размещённый рядом с детской кроваткой. Хотя некоторые родители обходятся обычными кастрюлями: ребёнок просто бренчит крышкой и другими предметами по стенкам кухонной утвари. Также большой популярностью у нас пользовались опыты с растворением льда и различных жидкостей в процессе купания в ванне.

Отдельно хочу отметить важность близости окна к кроватке ребёнка, возможность наблюдать за тем, что происходит за окном. Нам повезло, мы сначала жили рядом с аэропортом, а сейчас за окном открывается шикарный вид на крупный транспортный узел: тут тебе и машины, и пассажирские поезда, и контейнерный терминал на железной дороге…

Чтение — универсальный инструмент развития памяти и воображения ребёнка. Уже в 6-7 месяцев ребёнок с удовольствием слушает книжки и разглядывает картинки.

Поскольку дети ужасные повторюшки, если их несколько и старшему читаешь «Незнайку», полугодовалый ребёнок, будьте уверены, тоже будет слушать и разглядывать картинки. Поскольку цены на детские книги могут очень серьёзно отличаться от одного интернет-магазина к другому, рекомендую пользоваться сервисом сравнения цен Findbook.ru

Я покупаю книги по принципу, чтобы они нравились в первую очередь мне, родителю. Чтобы мне их было интересно читать ребёнку. Детских книг издано превеликое множество, поэтому обязательно найдутся те, которые интересны не только ребёнку, но и вам, взрослому.

Вот несколько хороших серий книг, которые, считаю, должны быть в каждой детской библиотеке. Обратите внимание, почти все книги переводные, красочно оформленные.

Вот несколько хороших серий книг, которые, считаю, должны быть в каждой детской библиотеке
Вот несколько хороших серий книг, которые, считаю, должны быть в каждой детской библиотеке
  • Про обезьянку Джорджа. Книге почти 100 лет, в серии 5-6 книг.
  • Про крольчикосов, их папу Онестуса и тётушку Циннию. В каждой книге по 3 истории, всего около 10 книг.
  • Все книги Джулии Доналдсон (Груффало, Суперчервячок, Тюлька, Улитка и кит…), около 10 книг.
  • Кастор и Фриппе
  • Мулле Мек
  • Анжелина-балерина
  • Петсон и Финдус — изумительные творения Свена Нурдквиста
  • Катя Матюшкина — серия зверских детективов «Лапы вверх!», «Ага, попался!» и проч.
  • Серия про Карлхена
  • Серия про Мяули
  • Серия про технику в стихах от издательства «Карьера Пресс»: «Удивительные ракеты» (поезда, самолеты, автомобили…)
Вот несколько хороших серий книг, которые, считаю, должны быть в каждой детской библиотеке
Вот несколько хороших серий книг, которые, считаю, должны быть в каждой детской библиотеке

Разумеется, мы с удовольствием и по нескольку раз в неделю читаем стихи Бориса Заходера, Маршака, Андрея Усачёва (очень рекомендую его прозу «Котобой»), просто хотелось остановиться на относительно редких в России переводных книгах.

Также у нас хорошо идут детские детективы: серия «Школа сыщиков» от издательства «Розовый жираф» и серия «Весёлые пряталки». Меня приятно удивила книга Анны Старобинец «В логове волка», где заяц инсценировал собственное съедение волком.

Итак, память, воображение и физическая выносливость — вот то, что я в первую очередь развиваю в своих детях.

Обучение ребенка иностранному языку

Я категорический противник обучения ребёнка иностранному языку в раннем возрасте, если рядом постоянно не будет того, с кем он мог бы на этом языке общаться. Но если вы всё же решили обучать ребёнка иностранному языку в три года, пусть это лучше будет китайский, японский или арабский язык. В идеале, чтобы освоение языка происходило параллельно с обучением игре на музыкальном инструменте, к примеру. Вы будете большой молодец, если найдёте китаянку, которая бы обучала вашего 4-5-летнего малыша игре на фортепьяно. Разумеется, на китайском. Ну или хотя бы просто 3 раза в неделю играла бы с ним в настольные игры, не забывая общаться на родном мандаринском.

Обучению ребёнка чтению

Особенно хочу подчеркнуть моё негативное отношение к раннему обучению ребёнка чтению. Если очень постараться, можно и в 4 года научить ребёнка читать. Но: он не будет понимать смысл половины прочитанных слов, его глаза (и спина!) в этом возрасте ещё не приспособлены для многочасового просиживания за книгами.

Если возраст вашего ребенка позволяет начать обучать его чтению, рекомендую ознакомиться с ребус-методом обучения чтению (www.rebus-metod.net).

Заслуживает внимания технология обучения ребёнка с помощью конструктора LEGO. Сам я её пока не освоил, но очень хочу.

Цитаты из книги «Я сам!»

Ниже привожу несколько цитат из упомянутой выше книги Леонида Некина «Родительское «Я сам!» и ряда других источников. Просто прочитайте и подумайте об этом.

Все дети рождаются гениальными, бездарными же их делают воспитатели.

Все дети разные, поэтому в идеале для каждого ребенка должен быть свой индивидуальный метод воспитания.

Всякий здоровый младенец имеет достаточную генетическую оснастку для того, чтобы развиться в гениального человека. Произойдет ли это в действительности или нет, зависит от внешних обстоятельств и, в первую очередь, от родителей.

Но гении обществу не нужны. Общество всячески останавливает детей, которые вырываются вперед от среднего уровня. Заурядные исполнители чужой воли важнее гениев.

Механизмы подавления способностей настолько хорошо отлажены, что они работают как бы сами собой. Обычный школьный учитель вряд ли сознательно ставит перед собой задачу «притормозить» тех, кто ушел слишком далеко. Он просто поставлен в такие условия, что не тормозить не может.

Педагоги просвещают, но — в определенных рамках. Врач выписывает справку о том, что ребенок может посещать школу, педагог вручает ему табель успеваемости — и возникает иллюзия, что ребенок вполне здоров и вполне образован. Достаточно ли этого, чтобы родитель мог сказать: «Я сделал свою работу хорошо»?

За пределами родительского дома не так комфортно. Нужно научить детей противостоять зависти, ненависти, равнодушию.

Достижения не должны даваться легко, исключительно в силу благоприятной обстановки. Легко — это плохо. У детей может сложиться впечатление, что в жизни всѐ будет легко. Человек, которому все дается легко, не приучен преодолевать трудности. Беззаботное детство нужно только тому, кому предстоит беззаботная жизнь.

Подготовка детей не должна сводиться к решению ребусов и головоломок. Да, с их помощью можно развить IQ детей, но решение головоломок — не то качество, которое может пригодиться в жизни.

Отсутствие способностей — это не что иное, как дурная привычка огорчаться при малейших трудностях, вместо того, чтобы делать дело. У кого такой привычки нет, тот и является способным.

Какая человеку польза от дурного настроения? Можно ли вообще помыслить такую ситуацию, где бы от него был хоть какой-нибудь прок?

Оказывается, отрицательные эмоции представляют собой мощное средство манипулирования окружающими. Как только возникает какая-то трудность, я тут же предъявляю своему ближнему ультиматум: либо ты берешь на себя мои проблемы, либо я заражаю тебя своим дурным настроением.

Ничто так не опасно как ранний успех доставшийся без напряжения воли.

Что делать школьнику, которому по возрасту надлежит быть в первом классе, а по уровню знаний в пятом? Эту проблему решить труднее, чем обучить ребенка чтению.

Справедливость — это когда плохие люди получают неприятности, а хорошим достаются удовольствия. Родители волей-неволей должны доставлять ребенку массу неприятностей по ходу приучения ребенка к цивилизации. Если родители поступают справедливо, это означает, что ребенок плохой. Коррекция: наступил на грабли — получи результат независимо от того, хорош ты или плох.

Следует ли специально готовить ребенка к жизненным неприятностям, которые неизбежно ожидают его после того, как он вырастет и покинет дом любящих заботливых родителей? Должен ли хорошо воспитанный человек проявлять стойкость, если подвергнется насилию (физическому или психологическому)? Должен ли он, например, уметь достойно переносить боль? С одной стороны, вроде бы да. А с другой – не причинять же ему боль нарочно с той единственной целью, чтобы он научился достойно на неѐ реагировать?

В прежние времена были розги – не только средство добиться сиюминутного послушания, но и хорошая закалка на будущее в соответствии с принципом “Что не калечит, делает нас сильнее”.

Кто-то говорит, что сейчас дети дерутся и через драки закаляются. Однако родительские шлепки по попе обществом осуждаются. Получается, если я бью своего ребенка, то значит, я изверг-истязатель, но если подобное действие – только не открытой ладонью по попе, а кулаком в нос – совершает какой- нибудь пацан из соседнего подъезда, то тут инструкторы по воспитанию только разводят руками и говорят: “А что мы с этим можем поделать?”

Игровой процесс

Наши дети — это наши дополнительные жизни. Мы стремимся вложить в них по максимуму: развить память и воображение, пораньше научить читать, отдать в хорошую школу. Но как бы мы их не развивали в раннем детстве, компетенции школьных учителей не хватит, чтобы поддержать заданный темп. Да и сидеть за партой с горой учебников не самый эффективный способ освоения материала. Придётся искать специалистов, готовых в понятной ребенку игровой форме ставить перед юным дарованием все более сложные задачи. Не у всех родителей есть на это время и деньги.

В сети легко найти десятки разнообразных методик раннего развития. Большинство из них действительно работает и следуя им, ваш ребенок научится читать и писать, скажем, на год раньше, чем остальные дети. Станет ли он от этого счастливее в жизни? Удастся ли ему сохранить зрение, ведь нагрузка на глаза читающего 4-летнего и 7-летнего ребёнка несопоставима?

Ребенку в первые годы жизни не так важно научиться писать и читать, сколько получить правильное представление о мире и своем месте в нём. Почему одни люди живут счастливо, а другие нет? Почему кто-то богат, а кто-то беден? Почему одни товары дорогие, а другие нет? Почему одинаковые товары стоят по-разному в разных местах?

Описываемая ниже разработка лишь отчасти посвящена экономике, самым интересным её моментам, с которыми ребенок обязательно столкнётся уже в самом раннем возрасте.

Традиционное обучение экономики в конечном счете сводится к использованию так называемых экономических моделей, которые нужны, чтобы описать поведение многих-многих индивидуумов. При этом все понимают, что поведение отдельно взятого человека совершенно нерационально, но когда они сливаются в толпу, последствиях их экономического поведения якобы можно предугадать и описать с помощью неких формул. Про то, что для успешного освоения экономики нужен интеллектуальный кругозор никто не говорит. Никто не учит будущих экономистов использованию интеллектуальных инструментов, позволяющих увидеть картину в целом.

Экономическая наука сейчас отрезана от общепринятого понимания того, как всѐ работает или должно работать. Экономисты утверждают, что делают точным то, что смутно. Они убеждены, что экономика выше всех остальных научных дисциплин, потому что объективность денег позволяет ей точно, а не примерно измерить исторические силы. Если считать, что экономика работает как машина, тогда вы, скорее всего, будете рассматривать экономические проблемы как математические. К сожалению, помехами, мешающими бесперебойной работе машины, являются люди.

В своей игровой модели я постараюсь отдалиться от цифр насколько это будет возможно, чтобы ребёнок мог прочувствовать экономику на себе, а не измерить.

Игровой процесс (или «вертушка») не ограничен по времени и проходит на фоне всех других дел. В игре участвуют несколько семей, при этом каждая семья сама решает, на чём делать акцент. Основная идея — раскрыть богатства этого мира в ракурсе отдельно взятых стран.

Участвующие в «вертушке» семьи определяют список стран, под флагами которых они будут жить в течение месяца. Это будут «редкие» страны, о которых мы достаточно мало знаем. Это поддержит интерес к игре со стороны родителей.

День за днём фотографии и комментарии о тяготах и интересных моментах родители выкладывают в закрытой группе.

По прошествии месяца семьи меняются странами, и новая семья получает возможность либо опереться на опыт своих предшественников либо посмотреть на данное государство с новой стороны.

Большинство игр и активностей проходят внутри семьи, но поощряются походы в гости, «на рынок», где дети поменяв свою валюту, могут покупать некие товары и услуги в местной лавке.

Организаторы подготовят несколько базовых игр и активностей, некую обучающую траекторую, по которой родители могли бы двигаться со своими детьми. Однако очень многое будет зависеть от родительской фантазии и интересов конкретного ребенка. Кто-то сделает акцент на знакомстве с производственным процессом, кто-то предпочтёт подробнее остановиться на драгоценных камнях и полезных ископаемых, а чьим-то детям будет интересно поглубже погрузиться в прелести виртуальной экономики, где деньги и все основные богатства невещественны, их нельзя потрогать.

Я глубоко убеждён, что ребёнку будет интересно играть в любую игру. Главное, чтобы интересно было взрослому. Интенсивность, сложность и разнообразие игрового процесса будет подстраиваться под интересы родителей, а не детей.

Основные принципы игрового процесса:

1. Отсутствие границ. Упор на географию и полезные ископаемые. Возможности человека безграничны. В будущем, когда ребенок подрастёт, он сможет выбрать, где жить и где отдыхать. Большое значение в игровом процессе отводится географии: планета Земля — наш большой дом, и нужно его хорошо знать: страны и их культурные особенности, полезные ископаемые и другие богатства, которые спрятаны от глаз человека. На некоторое достаточно продолжительное время, скажем, 1 месяц, каждая семья превращается в одно из государств с собственной валютой, территорией, полезными ископаемыми и населением. Родители могут поддержать интерес ребёнка к этой стране через приготовление аутентичных блюд или знакомство с теми тяготами и трудностями (и прелестями), которые свойственны данной стране. Какому-то папе повезёт, и он каждый вечер будет пить текилу, закусывая лепёшками с соусом чили, а кто-то будет страдать от дефицита пресной воды и считать каждую копейку.

2. Живое общение детей друг с другом крайне важно для игрового процесса. Очень бы хотелось подобрать семьи, чтобы как можно больше детей и взрослых знали друг друга и имели бы возможность почаще ходить друг к другу в гости, общаться, играть в настольные игры, делать поделки и обменивать через продажу их на товары других детей. Все игры проводятся без использования гаджетов. Планируется использовать как коробочные настольные игры по разным аспектам экономики и географии, готовые компьютерные программы позволяющие моделировать производственный процесс, работу банка и т.д., так и игры, придуманные на коленке для решения конкретных задач. Придумывать придётся всем участвующим семьям.

3. Сначала играем — потом обсуждаем и учимся. Подобно тому, как аппетит приходит во время еды, хорошая идея, как и чему научить ребёнка, придёт во время игры. Кому-то захочется подробнее узнать о драгоценных камнях, кто-то заинтересуется добычей нефти и газа, а кому-то по душе придётся то, как банки рисуют деньги из воздуха. Но учиться будем только тому, что ребёнок мог бы в ближайшее время использовать либо в своей детской жизни либо в более сложных играх в процессе обучения.

4. Больше, чем экономика. Помимо финансовой грамотности и знакомства с экономикой хотелось бы параллельно развить у детёныша память, воображение и нестандартное мышление. Большое внимание будет уделено развитию лидерских качеств и технологий жизненного успеха. Поэтому от традиционных методов освоения экономики заранее решил отказаться.

5. Целевая аудитория для игры — от 6-7 лет. Конечно, все дети разные. Я исхожу из того, что оптимальный возраст для знакомства с экономической картиной мира 6-12 лет. Чуть позже, когда у ребенка появится паспорт, начнутся другие игры и будет уместно применять другие технологии подготовки. Все задания должны быть выше уровня ребёнка, чтобы он мог тянуться. Если он легко справляется – это плохо.

Я намеренно не расписываю подробно учебный план, потому что он очень сильно зависит от индивидуальности детей. В идеале — каждая семья готовит для своего ребенка свой учебный план, сама расставляет акценты внутри большого экономического пирога.

Это первая версия документа. На каникулах постараюсь расписать подробнее, как я вижу учебный процесс.