Сегодня основатель Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексей Кудрин, недавно вошедший в общественный совет МВД, представит концепцию системной реформы правоохранительных органов, подготовленную для КГИ группой экспертов Института проблем правоприменения (ИПП) Европейского университета в Петербурге в сотрудничестве с фондом «Индем». В основу документа (выдержки из него см. на стр 06) легли результаты анализа работы правоохранительных органов, глубинных интервью сотрудников правоохранительных органов и судей, соцопросов.
В нынешнем виде правоохранительная система тормозит экономический рост и порождает нестабильность в обществе, отмечают авторы. Ее особенности — избирательность регистрации преступлений, игнорирование сложных дел, отсутствие обратной связи и контроля общества, как результат — отсутствие доверия граждан и страх.
Предлагаемая реформа должна затронуть не только МВД, но и Следственный комитет и ФСКН и в итоге привести к ликвидации МВД и ФСКН как отдельных ведомств. Многие проблемы порождены сверхцентрализацией управления, считают авторы, предлагая разделить полицию на три уровня — федеральную (расследование тяжких и особо тяжких преступлений, борьба с межрегиональной и оргпреступностью), региональную (преследование по нетяжким деяниям, охрана зданий органов власти региона и регулирование дорожного движения) и муниципальную (регистрация правонарушений, охрана общественного порядка, профилактика). Эти уровни автономны и независимы друг от друга, при этом региональная и федеральная полиции имеют подразделения вплоть до уровня районов. Разделение уровня подотчетности (у муниципальной — перед главой муниципалитета и местным собранием, у региональной — перед губернатором и заксобранием, федеральной — перед президентом) должно усложнить появление местной «полицейской мафии» и предотвратит появление новых Кущевок, а избирательный подход к регистрации будет ликвидирован при ее отделении от расследования.
Жалобы на отказ в регистрации должны стать одним из отрицательных критериев оценки эффективности муниципальной полиции, как и жалобы на работу самих полицейских. В целом вместо палочной системы, которая стимулирует фальсификацию отчетности, должна быть задействована система оценки по показателям, которые бы устанавливались в ходе публичного обсуждения специальной комиссией на базе местного законодательного органа.
В ходе реформы патрульная служба, участковые и дежурные части отойдут к муниципалам, следователи МВД и дознаватели министерства и ФСКН, а также ОМОН и подразделения ГИБДД — на региональный, федеральный же уровень будет создан на базе СКР. Отдельно создается федеральное агентство криминальной статистики и федеральная служба по расследованию должностных преступлений, в том числе с коррупцией должностных лиц, которая будет подчиняться Госдуме (она же будет утверждать ее руководителя).
Часть непрофильных функций предлагается передать в другие ведомства (см. врез). Предложенная концепция предполагает и сокращение численности служащих за счет перераспределения функций: станет меньше «штабистов», занятых анализом информации о состоянии преступности и планированием работы, — часть может перейти на работу в агентство статистики, а часть — на работу дознавателей. После такого перераспределения функций у собственно МВД не останется и его можно будет фактически ликвидировать, резюмируют исследователи ИПП.
Дополнительных финансовых расходов не потребуется, отмечают авторы концепции: новые службы будут созданы на уже существующей материальной базе, а повышение зарплат и материального обеспечения произойдет за счет сокращения расходов и численности управленцев. Передача полномочий должна идти только вместе с финансированием, без этого реформа невозможна, но вопрос равномерного распределения финансирования по регионам политический, выходящий за рамки собственно концепции, пояснила один из ее авторов — юрист Мария Шклярук.
Реформа потребуется масштабная, она затронет не только правоохранительную систему, но и межбюджетные отношения, муниципальную сферу и т. д. и в конечном счете возможна лишь при наличии политической воли, признает Шклярук. Однако она осуществима, считает эксперт: об этом говорили и действующие сотрудники правоохранительных органов, которых эксперты интервьюировали в ходе работы над концепцией и которым показывали уже готовые наработки. О работе над проектом были уведомлены и руководители органов, которые затронет реформа, рассказала она.
Получить комментарии представителя МВД не удалось. По словам сотрудника центрального аппарата МВД, проекты преобразования этого ведомства в муниципальную и федеральную полицию с выводом внутренних войск из подчинения ведомству активно предлагались во времена, когда министром был Борис Грызлов, но тогда Минфин, который возглавлял Кудрин, не поддержал эти проекты из-за нехватки финансирования. Нет оснований считать, что и сейчас, когда темпы развития экономики замедляются, эти дорогостоящие проекты будут поддержаны Минфином. Запланированного же размера увеличения финансирования МВД на такую глобальную реформу не хватит, говорит собеседник «Ведомостей», и никакое сокращение штатов не позволит высвободить эти средства.
Источник