Прошедший в Москве Международный авиационно-космический салон МАКС-2013 закрепил за Ульяновской областью статус авиационной столицы России, считают региональные власти и представители бизнеса. Помимо престижа и опыта такой статус, конечно, принесет региону дополнительные доходы: твердые контракты, обеспечивающие ульяновские предприятия работой на несколько лет вперед, инвестиционные соглашения и бюджетные средства.
В рамках авиасалона МАКС-2013 представителям Ульяновской области удалось подписать ряд контрактов и соглашений, часть из которых, по выражению генерального директора управляющей компании “Ульяновский авиационный кластер” Вильдана Зиннурова “имеют материальную оценку”. В первую очередь речь идет о поставках авиакомпаниям самолетов Ту-204СМ, контракте между ОАК и Минобороны на обслуживание военной техники, планах “Ростехнологий” по локализации в Ульяновске производства турбовинтовых самолетов и соглашении между ГСС и “Спектр-Авиа” о покраске SSJ-100. Для Ульяновской портовой особой экономической зон (ПОЭЗ) МАКС-2013 ознаменовался значительным расширением и, как следствие, выделением дополнительного бюджетного финансирования.
Что касается бюджетных средств, по словам министра стратегического развития и инноваций Ульяновской области Александра Смекалина, вопрос увеличения финансирования ПОЭЗ для строительства инженерной инфраструктуры второй очереди накануне рассматривался соответствующей комиссией в Правительстве РФ под председательством зампредседателя правительства Дмитрия Козака. “Заседание комиссии прошло успешно”, – констатировал А.Смекалин. По его словам, в рамках ее работы удалось согласовать позиции министерства экономического развития и министерства финансов, постановление завершило согласование в аппарате правительства и будет подписано в ближайшее время. На означенные цели ульяновская ПОЭЗ получит 6,9 млрд рублей, уточнил, отвечая на вопросы “АвиаПорта”, директор филиала ОАО “Особые экономические зоны” в Ульяновской области Денис Барышников.
Помимо этого, по подсчетам В.Зиннурова в рамках МАКС Ульяновская область “заработала” более $5 млрд. Особенно отмечается контракт между авиакомпанией Red Wings и лизинговой компанией “Ильюшин финанс Ко.”, подразумевающий поставку шести самолетов Ту-204СМ с опционом еще на четыре самолета. Стоимость его составляет порядка 30 млрд рублей. Примерно треть финансирования контракта между ОАК и Минобороны (а это около $1 млрд) также достанется ульяновской области, считает В.Зиннуров. По его словам, эти средства пойдут на обслуживание самолетов Ил-76. “Львиная доля этих контрактов – в копилку наших предприятий. Контракт весит $3 млн долларов и одна треть примерно – доля работы наших предприятий на ближайшие три года”, – посчитал он.
Большие надежды возлагаются на соглашение канадской Bombardier и ГК “Ростех” об открытии сборочной линии по производству турбовинтовых самолетов Q400. По оценкам В.Зиннурова, оно может принести региону $3,5 млрд. Он ожидает также, что в Ульяновск вернутся компетенции по покраске самолетов SSJ-100 – компании ГСС и “Спектр-Авиа” подписали дополнительное соглашение на окраску 70 самолетов данного типа силами ульяновского предприятия в течение 2014-2015 годов. “Это серьезные деньги, серьезный объем работы для небольшого предприятия, но очень важного. И оно действительно становится эксклюзивным центром покраски воздушных судов российского производства”, – прокомментировал он.
Кроме получения крупных заказов, представители области в рамках МАКС-2013 создали неплохой задел на будущее – были подписаны крупные инвестиционные соглашения, в том числе с ОАК, по развитию в Ульяновске центра транспортного авиастроения и открытию технопарка. По словам В.Зиннурова, для предприятий региона это означает получение уникальных компетенций. Планируется, что на территории “Авиастар-СП” будет создано около 10 центров компетенций транспортной специализации, где будут сконцентрированы, в том числе, производства, наилучшим образом развитые в Ульяновской области: литье, механообработка и композитные производства. “Все изделия, которые будут производиться в Ульяновске, они не только для “Авиастара”, но и для всего авиапрома. Как минимум, для предприятий, входящих в ОАК”, – объясняет В.Зиннуров.
Говоря о вкладе в будущее развитие, Д.Барышников отметил, что в рамках авиасалона ПОЭЗ получила двух новых резидентов. Не разглашая подробностей, Д.Барышников отметил, что с потенциальными партнерами было проведено более тридцати встреч, из которых следует, что новых клиентов в ПОЭЗ приводит ее уникальная специализация – авиационная промышленность – и возможность развивать внутреннюю кооперацию. Он отмечает также, что к настоящему времени один резидент – компания “ААР Рус” – уже начала строительство на площадке ПОЭЗ, трое начнут работы весной 2014 года и еще двое – весной 2015 года. Новые резиденты, по словам Д.Барышникаова, будут названы к концу года.
По представлениям регионального правительства, такое положение вещей укрепляет за Ульяновской областью статус авиационной столицей России. “Подписанные на МАКС-2013 соглашения окончательно зафиксировали положение Ульяновской области как авиационной столицы России”, – сказал журналистам министр стратегического развития и инноваций Ульяновской области Александр Смекалин. По его словам, сегодня завершены все подготовительные работы для создания в регионе так называемого авиационного кластера.
Источник