Когда будет Питрау в 2013 году в Зюри
Традиционный праздник крещеных татар «Питрау» состоится в этом году 12 июля (название дано в честь дня святых апостолов Петра и Павла). Традиционно местом проведения народного гуляния пройдет в селе Зюри Мамадышского района.
Программа Питрау 2013
На празднике пройдет конкурс красоты «Кряшен чибяре», на котором выберут самую красивую девушку среди кряшен. Вместе с титулом красавицы победительницу наградят серебряной короной и денежным вознаграждением. Будет немало и других развлечений: конные скачки, обрядовые танцы, игры, выступления фольклорных коллективов, широко представят и национальное подворье кряшен Татарстана, Челябинской, Самарской, Оренбургской областей, республики Башкортостан.
Разумеется, в этот день пройдет масса состязаний и народных игр на майдане: это бои на пеньках, бег с завязанными ногами, бег в ластах, бег с тачками, бой горшков, поиск монет в катыке, борьба ногами, перетягивание вожжей, собирание яиц на траве, перенос гири зубами. А еще – милли корэш среди мужчин и борьба на поясах среди женщин. Помимо этого – игры на воде: бой на буме над водой, ловля рыбы руками, хождение по канату через речку, по наклонному шесту. Можно будет принять участие на спортплощадках – гиревой спорт, метание гири, армрестлинг, спорт, шахматы-шашки, перетягивание каната, волейбол.
В праздничной программе Питрау – мастер-классы поэта Гарая Рахима, который покажет себя опытным травником, научит собирать лечебные травы и составлять из них поистине целительные сборы. Затем состоится конкурс на звание «Самый полезный букет» и «Лучший банный веник».
Специальная площадка «Димче Горпи почмагы» поможет найти старых друзей или родственников, которых давно не видели или потеряли с ними связь. А для холостых гостей будет организовано бюро знакомств. С наступлением темноты организаторы разожгут большой костер, будут проведены обрядовые игры.
«Питрау» начнется в 17 часов и завершится салютом в два часа ночи.
Питрау в 2013 году в Зюри
Традиционно «Питрау» («Петров день»), знаменующий собой окончание Петровского поста, отмечается в ночь с 11 на 12 июля и, наравне с «Раштау» (Рождеством), «Нардуганом» (аналогом святок) и «Тройсыном» (Троицей), считается одним из основных праздников этого тюркоязычного народа, исповедующего Православие. Раньше ему предшествовало празднование дня памяти святой мученицы Агриппины («Аграфены Купальницы») и рождества Иоанна Крестителя («Иванова дня»), а также – в ряде мест – дней памяти преподобного Давида Солунского и преподобного Сампсона Странноприимца. В настоящее же время «Питрау» носит почти исключительно светский этнокультурный характер, но сохраняет прежнюю «привязку» к религиозным торжествам.
Мамадышский район – одно из традиционных мест компактного проживания кряшен, где уже в 1980-е гг. была возрождена традиция празднования «Питрау». Сначала он отмечался на самодеятельном уровне в деревне Албаево, а затем распространился и на другие кряшенские деревни. С 1999 г. «Питрау» стали праздновать в селе Зюри (отметившегося в российской истории тем, что здесь в июле 1774 г. подразделением под командованием подполковника Ивана Михельсона был разбит отряд пугачёвского «полковника» Бахтиара Канкаева). По этой причине нынешний зюринский «Питрау», проводимый уже десятый раз (причём, последние годы в статусе республиканского праздника кряшенской культуры) считается юбилейным.
Современный широкий размах праздника во многом объясняется его поддержкой со стороны кряшенских предпринимателей, общественных деятелей и представителей местной администрации, в том числе – уроженца Зюрей, председателя Правления Общественной организации кряшен РТ Ивана Егорова (генерального директора ОАО «Холдинговая компания Ак Барс»), руководителя Исполкома Мамадышского муниципального района Анатолия Иванова и других, а также особого расположения к «кряшенскому Сабантую» премьер-министра Татарстана Рустама Минниханова.
В советское время этот праздник, как и все религиозные, был запрещён, но народ не переставал соблюдать, давний обычай и сумел сберечь свои традиции. Для нас большая честь видеть в селе Зюри кряшен не только из других районов республики, но и некоторых регионов страны. Общение, обмен информацией – это один из эффективных методов изучения быта и культуры кряшен, ведь у того, кто не знает прошлого, нет будущего».