На курорте Лох-Эрн в Северной Ирландии вчера открылся саммит «большой восьмерки». Встреча продлится два дня, в течение которых лидеры Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии должны обсудить широкий спектр вопросов международной безопасности и глобальной экономики. Центральной же темой встречи стал конфликт в Сирии.

Открывая саммит, его хозяин премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон сказал, что хочет, чтобы его участники «смогли посмотреть друг другу в глаза, преодолеть препятствия и разногласия и собрать политическую волю для решения стоящих перед нами проблем». А таковых накопилось более чем достаточно – и в мировой экономике, и во внешнеполитической области.

И все-таки ключевым вопросом повестки дня саммита стала Сирия, где вот уже более двух лет продолжается гражданская война, унесшая 93 тыс. жизней. Накануне встречи в Лох-Эрне ситуация вокруг Сирии еще больше обострилась. Помощник президента США по национальной безопасности Бен Родс сообщил, что Вашингтон получил данные об использовании правительственными войсками Сирии газа зарин. США начинают поставки оружия повстанцам, предупредил Родс. Данные, изложенные американцами, не выглядят убедительными, их даже фактами сложно назвать, заявили в ответ помощник президента РФ Юрий Ушаков и министр иностранных дел Сергей Лавров.

Обсуждение сирийского кризиса состоялось в ходе рабочего обеда. А начать дискуссию по этому вопросу Кэмерон предложил Владимиру Путину и Бараку Обаме – как президентам стран, которые инициировали созыв международной конференции по Сирии Женева-2. «Сирийский вопрос может съесть пол-обеда», – заметил накануне Ушаков.

Сирия оказалась главной темой и воскресных переговоров Путина с Кэмероном в Лондоне. На пресс-конференции они дали разные оценки происходящему в Сирии. В частности, британский премьер заявил, что ответственность за кровопролитие в Сирии несет президент Башар Асад. Путин в ответ отметил, что в сирийском конфликте «кровь на руках с обеих сторон», и предостерег Запад от поддержки сирийских повстанцев, «которые не только убивают своих врагов, но и вскрывают их тела и съедают их внутренности на глазах у публики и под камеры».

По словам Путина, «Россия поставляет оружие законному правительству Сирии в полном соответствии с нормами международного права». Кэмерон же уточнил, что позиции Москвы и Лондона по некоторым моментам могут быть различны, однако обе страны согласны, что в Сирии происходит гуманитарная катастрофа, и цель у Британии и России одна и та же – прекращение кровопролития. «Сейчас наша задача состоит в том, чтобы сформировать в ходе саммита G8 общую позицию, которая позволила бы осуществить переход к миру», – сказал британский премьер.

Вчера на полях саммита и британский премьер, и российский президент провели двусторонние встречи с президентом США Бараком Обамой. Напомним, что Обама и Путин ранее обменялись посланиями, и теперь настал черед личного общения по различным аспектам двусторонней и международной тематики.

«Владимир Путин и Барак Обама должны уделить особое внимание Сирии, – сказал в беседе с «НГ» директор Института США и Канады РАН академик Сергей Рогов. – Если в мае главы внешнеполитических ведомств Сергей Лавров и Джон Керри выдвинули инициативу проведения международной конференции по Сирии, то к саммиту G8 расхождения между Россией и США по сирийскому вопросу значительно увеличились. Решение администрации Обамы начать поставки оружия повстанцам серьезно осложняют ситуацию».

В то же время, по словам Рогова, ни Москва, ни Вашингтон не стремятся к дальнейшему ухудшению отношений. «Думаю, что на саммите будут предприняты попытки с обеих сторон все-таки найти общие точки соприкосновения, – сказал эксперт. – Это относится не только к Сирии, но и к проблеме ПРО. При благоприятном исходе президенты России и США могут принять решение о начале формальных переговоров по этому поводу. Ведь фактически такие переговоры не ведутся. Время от времени происходит обмен мнениями по ПРО, но он больше напоминает диалог глухих. Кроме того, можно рассчитывать на решение президентов стимулировать развитие торгово-экономических отношений».

Гораздо пессимистичней смотрит на переговоры в Лох-Эрне замдиректора Института Европы РАН Алексей Громыко. «Путин не пойдет на то, чтобы радикально менять подход к сирийскому кризису, – сказал он «НГ». – Перспективы Женевы-2 становятся все более туманными. Если будет выбор между срывом конференции и уступками режиму Асада, то, судя по всему, Запад, не говоря уже о монархиях Персидского залива, предпочтет срыв».

Завтра саммит начнет работу с заседания на тему борьбы с терроризмом. По словам Ушакова, угроза терроризма приобретает новое измерение и остроту. «Причиной этому стали в том числе события арабской весны, которые активизировали террористическую деятельность в регионе Ближнего Востока и Северной Африки», – сказал помощник президента РФ. По его мнению, G8 рассмотрит вопросы противодействия радикализации общественных настроений, включая ее межрелигиозную и межэтническую составляющие, борьбы с подстрекательством терроризму, недопустимости использования СМИ в террористических целях.
Затем состоится еще одно заседание, где главными будут налоговые вопросы. «Лидеры G8 обсудят меры по увеличению транспарентности налоговой системы, чтобы в дальнейшем предпринять наступление на офшоры и серые зоны», – пояснил Громыко.

По его словам, Россия заинтересована в том, чтобы навести порядок в этой сфере. «Это ненормально, когда наш бизнес – частный и государственный – пользуется полномасштабной помощью зарубежных офшорных зон. Речь идет о том, чтобы такие зоны использовались по существу: не для ухода от уплаты налогов, а для повышения эффективности бизнеса», – сказал Громыко.

На заключительном заседании Кэмерон подведет итоги саммита. А так как эстафету председательства в G8 с 1 января 2014 года примет Россия, ожидается, что Путин пригласит своих коллег на следующий саммит в Сочи.