Авиакомпания Red Wings продана группе инвесторов за 1 рубль. Ее владелец Александр Лебедев считает, что так поможет перевозчику вернуться к полетам. Одновременно Лебедев обменивает акции в лизинговой компании «Ильюшин Финанс» на долги Red Wings и два грузовых самолета Ан-124 из парка ИФК. Сейчас эти самолеты находятся в лизинге у воронежской компании «Полет».

Авиакомпания Red Wings продана группе инвесторов за 1 рубль, сообщил Александр Лебедев (совладелец Национальной резервной корпорации, в активе которой была авиакомпания). Он отказался назвать покупателей, но уточнил, что это «российская группа инвесторов, объединенная вокруг фонда».

Росавиация приостановила сертификат эксплуатанта Red Wings вскоре после катастрофы самолета Ту-204 из парка авиакомпании. В конце 2012 года лайнер выехал за взлетно-посадочную полосу аэропорта Внуково, погибли пять членов экипажа, самолет разрушился. Но причиной решения о приостановке полетов с 4 февраля Росавиации назвала в числе прочего «дефицит финансовых ресурсов для обеспечения текущей деятельности» (Red Wings зачислена в третью группу риска по финансово-экономическому состоянию), который позволял перевозчику «должным образом поддерживать высокий уровень безопасности полетов».

«Я тороплюсь, потому что еще пару недель простоя Red Wings — и всё это смысла никакого не будет иметь — придется в компанию грузить деньги, а инвесторы к этому не готовы», — пояснил Лебедев поспешную продажу авиакомпании.

У Red Wings значительные долги, прежде всего — по лизинговым платежам за самолеты Ту-204 (после катастрофы во Внуково их в парке перевозчика осталось восемь). Лайнеры принадлежат лизинговой компании «Ильюшин Финанс» (ИФК). Долг перевозчика перед ИФК Лебедев оценивает более чем в 1,5 млрд рублей (в частности, в феврале и марте ИФК добилась по суду взыскания лизинговых платежей и неустойки за период с июля 2011 по октябрь 2012 года по трем самолетам, переданным Red Wings, в размере более 571,235 млн рублей).

Сам Лебедев через Национальную резервную группу владеет 25,8% акций ИФК. Изначально он предлагал другим акционерам ИФК (Объединенной авиастроительной корпорации и ВЭБу) свой пакет акций ИФК в обмен на списание долга Red Wings и передачу Ту-204 в собственность авиаперевозчика. Но после приостановки сертификата эксплуатанта Red Wings схема обмена активами изменилась. Теперь Лебедев передает акции ИФК дочерней компании ИФК, а взамен получает списание долга Red Wings по лизинговым платежам за Ту-204 и «другие самолеты из парка ИФК», пояснил бизнесмен.

«Это будут не Ту-204, я наотрез отказался брать Ту-204», — заявил Лебедев. Источник, знакомый с деталями переговоров, сообщил, что ИФК отдаст Лебедеву два грузовых самолета Ан-124 «Руслан».

После этого «нам нужно будет создать две новые лизинговые компании в Ульяновске и Воронеже под эти самолеты», пояснил Лебедев. Эти лизинговые компании получат самолеты из парка ИФК в собственность и сдадут их в лизинг российскому авиаперевозчику, добавил он. В парке ИФК — три Ан-124, все находятся в лизинге у авиакомпании «Полет». Связаться с представителями «Полета» вечером в четверг «Газете.Ru» не удалось.

В результате сделки на балансе Национального резервного банка (структура Лебедева) вместо акций в ИФК появится кредит с залогом самолетов, пояснил бизнесмен. «Нам придется списывать 3 млрд рублей, вложенных с 2006 года в Red Wings, и еще около 2,5–3 млрд рублей, вложенных в ИФК, — подтвердил будущие убытки Лебедев. — Против этого мы получим самолеты стоимостью где-то 2,6 млрд рублей».

После завершения всех корпоративных процедур «финансовое положение Red Wings будет самым лучшим в стране», обещал Лебедев. «Ильюшин Финанс» еще требуется новая оценка сделки, которая займет примерно 10 дней, «но я настаиваю, чтобы к Нерадьке (руководитель Росавиации Александр Нерадько. — «Газета.Ru») мы пошли с этими договоренностями уже сейчас, — добавил коммерсант. — Потому что неделю еще Red Wings простоит — плохо будет. У нас уже есть утечка мозгов: из 36 экипажей 6–7 экипажей мы уже потеряли».

Лебедев добавил, что если Росавиация успешно возобновит сертификат эксплуатанта, то Red Wings возьмет самолеты Ту-204 в лизинг у ИФК вновь, но уже по другой лизинговой ставке — менее затратной для перевозчика. «Это часть пакетного соотношения. ИФК не будет больше кредитором этой компании», — добавил он.

В ИФК не смогли оперативно прокомментировать информацию Лебедева. В ВЭБ и ОАК (владеют 21,4% и 48,8% акций лизинговой компании соответственно) от комментариев отказались.