Результаты голосования жюри стали известны ближе к окончанию кинофестиваля «Кинотавр», проходившего со 2 по 9 июня в Сочи. Кроме главного приза фестиваля, фильм «Географ глобус пропил» получил приз жюри кинопрокатчиков. Актер Константин Хабенский получил награду «За лучшую мужскую роль», а Алексей Зубарев – «За лучшую музыку к фильму».

Напомним, картина “Географ глобус пропил” снималась по одноименному роману Алексея Иванова. Ее премьера намечена на осень 2013 года. Героями стали жители пермского микрорайона Судозавод, учитель географии Александр Служкин, его школьные друзья и ученики. Одним из важных отличий фильма от романа является время событий. Алексей Иванов описывал 1990-е годы, режиссер Александр Велединский поместил героев в современность.

Мы знали. Мы верили в мудрость жюри. И оно приняло, по мнению большинства, самое правильное решение. Фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил» по мотивам одноименного романа пермского писателя Алексея Иванова получил главную награду 24-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр». Люди в зале вставали, кричали «Браво!», громкие аплодисменты заглушали музыкальное сопровождение церемонии. Это был успех. Редкое единодушное приятие профессионалами другого. Федор Бондарчук, вручив главный приз вместе с Александром Роднянским и председателем жюри основного конкурса Александром Миттой, даже отступил от регламента. Так его захватил кураж, который был на закрытии. «Вот тут Виталий Манский говорил, что все устали от имитации, – сказал Федор Сергеевич, обращаясь к залу. – А вы с такой искренностью принимаете сегодня победителей, спасибо вам!»

Мне кажется, это была самая лаконичная и красивая церемония вручения призов, что бывают на «Кинотавре» и не только. Решена в черно-белой эстетике, тон которой был задан фильмом открытия 24-го «Кинотавра» «Weekend» Станислава Говорухина. Режиссер церемонии Алексей Агранович учел ошибки открытия: минимум музыки, никаких ведущих, только голос за кадром, и все вручающие говорили мало и по делу. Атмосфера чего-то живого и происходящего прямо сейчас и здесь достигалась еще и маленьким домашним заданием. На небольшом экране нам показали тридцатисекундные фильмы режиссеров-конкурсантов, снятые тут, на «Кинотавре», опять же в черно-белом исполнении. Большинство оказались остроумными и некоторые даже самоироничными. Причем, вне зависимости от возраста и статуса режиссера. Скажем, режиссер фильма «Майор» Юрий Быков чрезмерно трагично утопил-таки своего героя. Именно от его майора в конкурсной ленте все ждали такого финала – самоубийства, который бы поставил логическую точку в повествовании. А режиссер-документалист Виталий Манский, которого в этот вечер дважды затем приглашали на сцену за наградами, снял ерническую короткометражку, пройдя по лезвию, на грани хорошего вкуса. Он показал обычную сочинскую жительницу пенсионного возраста, непосредственную и добродушную в своей попытке понять, чего ж ей такого на экране показывают.

Кстати, первый приз как раз был от зрителей. Приз зрительский симпатий в программе «Кино на площади» ожидаемо и справедливо достался «Легенде № 17» Николая Лебедева. Все ночи фестиваля перед Зимним театром, в котором шли показы для профессионалов, ряды желтых стульев заполняли сочинцы и гости города. Смотрели даже в дождь, который шел на этом «Кинотавре» почти постоянно. Приз зрителей получала единственная представительница этой ленты актриса Светлана Иванова. Она же позже участвовала в объявлении награды в одной из главных номинаций.

– Это символично, что молодой актрисе доверяют вручение приза за лучшую режиссуру, – сказала Светлана со сцены. – Я была совсем молодой артисткой, и у меня было всего два съемочных дня и по роли мне надо было все время бояться. И я так всего боялась, особенно этого знаменитого режиссера, что по окончании съемок он мне сказал, что я обязательно должна дальше сниматься в триллерах. Это был Александр Наумович Митта!

Митта поднялся на сцену и объявил:

– Наше решение, как и большинство на заседании, было единогласным: Виталий Манский, фильм «Труба».

Манский, который уже получил приз от Гильдии киноведов и кинокритиков, явно не ожидал такого расклада. Когда он выходил за нашим призом с пожеланием, чтобы труба никогда не наступила (а Виталий снял документальный фильм о людях, участвовавших в строительстве и живущих вдоль газовой трубы «Уренгой-Помары-Ужгород», по которой наш природный газ идет в Западную Европу), он сказал все, не надеясь на большее: «После ста дней путешествия по малокомфортной России, эти дни хоть и в дождливом Сочи, уже счастье. Ну а приз – это уже чрезмерно». И второй раз он начал: «Так много имитации в этом мире, так мало настоящего… В общем, я удивлен, польщен, документальное кино – гость на этом фестивале и в общем… Не знаю, что еще сказать…» Обычно такой речистый, махнул рукой, и в волнении ушел со сцены.

Дважды вызывали на сцену и режиссеров картины «Интимные места», покорившей публику своей смелостью и искренностью в подходе к столь деликатной теме, как половые отношения в браке и вне его у людей среднего возраста. Сначала Наташа Меркулова и Алексей Чупов получили диплом от нашей Гильдии и Наташа со сцены искренне попросила, чтобы их звали снимать все – и полнометражное кино, и короткий метр, и сериалы, они на все согласны, так хотят работать. А когда их пару позвали получать приз за лучший дебют, зал увидел совсем неожиданное. Это был, безусловно, самый трогательный момент этой церемонии, да и за всю историю «Кинотавра» тоже. Теперь слово взял мужчина:

– Сейчас я сделаю то, что давно собирался, но откладывал, стеснялся, малодушничал.

Алексей встал на одно колено и протянул Наташе открытую коробочку из красного бархата. С кольцом. Это было предложение руки и сердца. И говорил он самые главные слова уже не в микрофон. Зал почти плакал от неожиданности и красоты этого момента, отбивая ладони.

К самым ярким моментам церемонии можно отнести и вручение приза за лучшую женскую роль Юлии Ауг за тот же фильм – «Интимные места». Про него мы уже подробно писали, как и про ее роль – в каком-то смысле подвиг в российском кинематографе. Поскольку она играет трагикомического персонажа временами полностью обнаженной и без модельных форм и поз. Юля еле сдерживала слезы и благодарила обе съемочные группы – в нынешнем конкурсе у нее было две роли в двух фильмах. Вторая – также непростая и с сексуальным подтекстом – в ленте Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари». Волнуясь, безусловная любимица нынешнего фестиваля сказала:

– Мне кажется, у меня есть очень много содержания и я его очень хочу воплощать.

«Небесным женам луговых мари» досталось три награды: диплом от Гильдии киноведов и кинокритиков и приз за лучший сценарий писателю Денису Осокину, который постоянно работает с режиссером Алексеем Федорченко. И свои знаменитые «Овсянки», которые получили три приза на Венецианском фестивале в 2010 году и еще много раз были отмечены на других киносмотрах и кинопремиях, они тоже делали вместе. Еще за одним призом на сцену поднимался оператор этого поэтического киноповествования на марийском языке Шандор Беркеши.

Диплом жюри за лучший мужской ансамбль молодых актеров получили ребята из картины дебютанта Дмитрия Тюрина «Жажда» – Михаил Грубов, Роман Курцын, Сергей Лавыгин. Про их замечательные актерские работы мы тоже подробно уже рассказывали. За актеров его получил писатель Андрей Геласимов, создавший и сценарий для экранизации своей одноименной повести. Геласимов поблагодарил, добавив, что они сейчас снимаются уже в новой ленте по его другому произведению.

Надо сказать, что несомненная удача конкурса нынешнего «Кинотавра» в том, что наш кинематограф наконец-таки обратился к хорошей современной прозе, и эти фильмы попали в программу. Писатели Денис Осокин, Андрей Геласимов и, к сожалению, не приехавший Алексей Иванов – сплошь достойные имена.

И главным триумфатором вечера стал, как уже говорилось выше, фильм по мотивам популярного романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Его режиссер Александр Велединский несколько раз вызывался на сцену. Овации начались с его первого появления. Первый раз на фестивале работало Жюри кинопрокатчиков – тех, кто доносит наше кино до зрителя. Его возглавлял известный в отрасли человек Алексей Рязанцев, генеральный директор кинокомпании «КАРО Премьер». «Мы смотрели фильмы с такой точки зрения – мы пытались определить потенциальных лидеров российского проката. И мы выбрали «Географ глобус пропил» Вы бы слышали восторженный свист публики. Поскольку всем известен конфликт режиссера и одного из его продюсеров, порезавших за его спиной ленту на 15 минут якобы «для удобства в прокате». «Я надеюсь и почти уверен, что картина пойдет в том виде, в котором вы ее смотрели», – ответил залу Велединский. Еще Александр выходил за своего композитора Алексея П. Зубарева, получая приз за лучшую музыку: «Леша писал музыку ко всем моим фильмам. Он сейчас гастролирует с группой «Аквариум», в которой он играет. Я ему все передам, я очень за него рад!»

Приз за лучшую мужскую роль вручала член жюри актриса Виктория Толстоганова. Она только начала свою речь, а зал уже отозвался – понял.

– Это решение жюри было единогласным. У нас в общем было короткое заседание – минут 15, мы почти во всем были единогласны. Но обсуждение в этой номинации заняло секунд 10. Моя душа разрывалась от слез, когда я падала от смеха со стула, сидя в зале.

Имя артиста уже купалось в аплодисментах.

– Константин Хабенский!

В своем выступлении он был лаконичен: «Огромное спасибо «Кинотавру», который устроил нам эту прекрасную премьеру. Я хочу воспользоваться своим служебным положением и сказать, что у меня много друзей родилось сегодня. И в зале сидит Леночка Панова, у которой сегодня день рождения. Давайте ее поздравим!» Елена поднялась, ей похлопали. Константин продолжил:

– И я хочу повторить реплику, прозвучавшую на пресс-конференции: «Пожалуйста, дайте возможность чаще снимать кино Александру Велединскому!»

Церемония еще не закончилась, Хабенский первым вышел из зала – звонить маме.

Председатель жюри «Кинотавра», режиссер Александр МИТТА.

— Александр Наумович, неужели все прошло тихо и спокойно, не возникало непримиримой борьбы за победителей?

— Ничего подобного. Мы очень тщательно работали. Каждый день во время перерыва между фильмами, а их мы смотрели по два, шло обсуждение. Мы решили не оставлять все на последний день и потихонечку определяли, какие фильмы дальше обсуждать не будем, а о каких еще поговорим. Иначе просидели бы до самого вечера, до церемонии закрытия. У фестиваля жесткий регламент. Мы не можем присудить той или иной картине больше двух премий, осыпать ее наградами.

— Разброс мнений оказался велик?

— Это не разброс мнений. Если человек аргументированно высказывал свое суждение, мы дискутировали по принципиальным вещам. Программа составлена очень хорошо. Всю черную работу провела Ситора Алиева как программный директор «Кинотавра». И мы смогли увидеть реальную картину российского кино сегодня. Кроме того, выстроен показ был как ежедневный спектакль. Я почувствовал, что «Кинотавр» — хорошо организованный фестиваль. Он дает людям представление о состоянии современного российского кино. Кроме призов есть же еще и ощущения, которые люди увозят с фестиваля, чтобы потом работать с этим. Выбрано хорошее направление — привлекать как можно больше молодежи, проводить в рамках фестиваля развернутые мастер-классы. После Олимпиады останутся недорогие гостиницы, и можно будет на их базе что-то организовывать. Организаторы «Кинотавра» думают о том, как дальше будет развиваться российское кино и чем можно помочь молодым.

— Имело для вас значение, какая картина перед вами — авторская или мейнстрим?

— Я не противопоставляю мейнстрим и авторское кино. Но понимаю, какие ограничения человек накладывает на себя в случае зрительского успеха и какие перспективы перед ним стоят, если он ставит во главу угла только самовыражение. Направление фестиваля — соединить эти две составляющие, потому что сегодня, что бы мы ни делали, без притока зрителей кино погибнет. Сколько бы денег мы ни просили у государства, все рухнет, если мы не отдадим их зрительскому кинематографу, если не сломаем уродливую тенденцию делать фильмы для идиотов, про то, как мужик бабой стал. Мы должны все силы приложить к тому, чтобы зритель пришел в кино. А потом все остальное — фестивали и прочее. Надо сделать так, чтобы человек, приходя в кино, что-то понимал про эту жизнь, углублял свое представление о ней, чтобы мир расцвечивался дополнительными смыслами.

— Как в целом вы оцениваете уровень увиденного?

— Тревожное состояние. Но есть очень яркие работы. Практически не было картины, в которой не было бы чего-то интересного.

— То есть не зря время провели?

— Нет, нет, нет. Для меня это огромное дело. Раньше никогда не было ни времени, ни воли смотреть в таком количестве кино. Теперь я сориентировался, в какой реальной ситуации работаю, я же еще действующий режиссер. У меня самого скоро выйдет картина «Шагал-Малевич». Я ее смонтировал, буду заниматься озвучанием и через два-три месяца выпущу. Мне важно понять, в какой компании я окажусь. По-моему, надежда есть.

Слово победителям:

Наташа Меркулова, Алексей Чупов, режиссеры фильма «Интимные места»(Приз за дебют, «Лучшая женская роль» – актрисе Юлии Ауг)

– Леша, Наташа, внешне вы производите впечатление…

Наташа: – Дураков?

– Спокойных, интеллигентных людей. И вообразить нельзя, какие страсти в вас бушуют. То, что на наших глазах Алексей сделал вам, Наташа, предложение руки и сердца, надел на палец обручальное кольцо, – это было сильно. Да и сам фильм шокировал всех нас.

Наташа: – Это как раз нормальное поведение человека, который имеет два лица. Вы тоже имеете два лица. И это хорошо. Одним лицом вы коммуницируете, а другим – истинным – что-нибудь придумываете, снимаете кино.

Алексей: – Это, наверное, задача человека, который пускает свои страсти в нужное, мирное русло.

– Страшно было на премьере? Такой откровенный фильм мог вызвать любую реакцию.

Алексей: – Всей группе было страшно. Я слышал стук зубов нашего актера Никиты Тарасова.

– Вы чувствовали, что у вас отдельный, отличный от других фильм? Как вы себя ощущали в контексте других конкурсных картин?

Наташа: – Отлично! Мне очень понравился конкурс, где много дебютантов и молодых режиссеров. Достойные были картины, многие нам понравились. Победить среди таких картин большая честь для нас.

Алексей: – Когда мы смотрели фильм Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари», мне казалось, что наши фильмы немного рифмуются. Наш фильм о том, как люди никак не могут стать счастливыми из-за того, что не справляются со своей сексуальной неудовлетворенностью. А у Федорченко фильм о том, что люди могут быть счастливыми, потому что они знают, как испытать удовлетворение.

-А что такое любовь?

Наташа: – Я поняла, что такое любовь, на «Кинотавре». Она заключается в простых словах: «Надо быть друг к другу терпимее и добрее».

Алексей: – Любовь заключается в том, что тебе хочется быть добрее к человеку, который рядом.

– Вы давно вместе?

Наташа: – Семь лет.

– Страсть к кинематографу возникла на почве вашего единения?

Наташа: – Мы в прошлом тележурналисты. У представителей этой профессии всегда есть пунктик, куда двигаться дальше. Леша был предрасположен к кино. Я приехала в Москву из Иркутска учиться на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Потом мы встретились.

– Но вы, Алексей, настоящий режиссер. Такую сцену придумали с предложением руки и сердца!

Алексей: – Режиссер у нас в основном Наташа. Я в большей степени сценарист.

Виталий Манский, режиссер документального фильма «Труба» («Лучшая режиссерская работа», Приз Гильдии киноведов и кинокритиков РФ)

– Виталий, ваша картина была единственной документальной работой в конкурсе игровых картин. Как себя чувствовали в одиночном плавании?

– Трудно сейчас собрать мысли в кучку. Я волнуюсь, только что получив приз. Меня шарахало. Я чувствовал себя, как на американских горках. Когда ты делаешь кино, в котором тебе удалось высказать то, что тебя самого волновало, то ощущение такое – главное донести мысль, а не соотносить ее с рядом стоящими картинами и высказываниями. Мне было важно посредством фестиваля открыть сделанное более широкому кругу людей.

– Проникновение документальности в игровое кино чувствовалось в этом конкурсе?

– Мне не хватало документальности в игровом кино. Мне вообще ее не хватает в игровом кино, о чем я постоянно говорю. Единицы режиссеров – Герман, Дарденны могут сделать игровое кино документальным.

Шандор Беркеши, оператор фильма «Небесные жены луговых мари» («Лучшая операторская работа»)

– Шандор, какими глазами вы смотрите на этот мир?

– Наверное, я не понимаю этот мир совсем. Мне мозгов не хватит, чтобы понять его. Но я чувствую. Я скорее чувствами все беру. Если читаю, и меня что-то заводит, начинает работать голова, воображение, и кадр появляется, который я придумываю сам. Рождается операторское решение, возникает схема света в голове. Я смотрю на мир скорее как удивленный ребенок, притом, что я уже большой и взрослый человек. Я не потерял и не хочу терять ощущение удивления от парадоксальности всего происходящего вокруг меня, от людей и природы, животных. Я этот мир чувствую и воспринимаю себя как его часть. Стараюсь такими глазами и смотреть на него.

– А камера в вашей голове когда-нибудь выключается?

– Нет. Постоянно вижу лица, то, как ложится свет, цветовые решения возникают. Это как медитативный процесс у монаха, который постоянно молится. Так и операторы. Мы все время снимаем. Это образ жизни. Иначе не получается. Даже хочется быть другим иногда, но тебя обратно затягивает. Все время думаешь: какая красивая панорама, как хорошо свет ложится на чье-то лицо. Это сильно помогает потом в съемке портретов. Светом можно все сделать, изуродовать даже красивое лицо. Я подхожу к человеку и моментально понимаю, какое на него нужно поставить освещение. Не могу сказать, что у меня разнообразная палитра, хотя я многое могу. Но пользуюсь достаточно простыми вещами и решениями. Иногда даже приборов не видно, а в каждом кадре стоит свет. Это для меня радость: ты что-то видишь, а потом переносишь на экран.
Источник

Красивые платья на церемонии закрытия «Кинотавра» 2013

Платья на кинофестивале Кинотавр 2013