Режиссер страдал ишемической болезнью сердца. В начале апреля у Тодоровского произошел сердечный приступ, в мае он проходил лечение в одной из столичных больниц.
Петр Тодоровский снял более 20 фильмов, среди самых известных работ классика отечественного кинематографа – «Городской романс», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «Интердевочка», «Анкор, еще анкор».
Тодоровский также написал около десяти сценариев, в частности к фильмам «Городской романс», «Анкор, еще анкор». В качестве оператора он работал над лентами «Весна на Заречной улице» и «Два Федора». Кроме того, он сам писал музыку к многим своим фильмам.
Петр Тодоровский был лауреатом Венецианского кинофестиваля в номинации «Дебют», обладателем премий «Ника», «Золотой овен». В 2000 году Тодоровский получил специальный приз Президента России за выдающийся вклад в развитие кино, в 2005-м его наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Петр Тодоровский скончался: биография
Режиссер, сценарист, актер, оператор, композитор, народный артист РСФСР Петр Ефимович Тодоровский родился 26 августа 1925 года в городе Бобринец, Кировоградской области (Украина).
Летом 1943 года он стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища, а в 1944 году был направлен на фронт и в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии 1-го Белорусского фронта дошел до Эльбы. После победы Тодоровского назначили комендантом маленького городка на Эльбе.
В 1949 году Петр Тодоровский поступил на операторский факультет ВГИКа, в мастерскую Бориса Волчека.
Окончив в 1954 году институт, Тодоровский около десяти лет работал оператором на Одесской киностудии. Среди его операторских работ – “Молдавские напевы” (1955), “Весна на Заречной улице ” (совместно с Радомиром Василевским, 1956), “Моя дочь” (1956), “Два Федора” (1958), “Жажда ” (1959). В фильме “Никогда” (1962) Тодоровский был и сорежиссером (совместно с Владимиром Дьяченко). После этой картины Петр Тодоровский становится постановщиком, сценаристом и композитором собственных лент.
Режиссерским дебютом Петра Тодоровского стал фильм “Верность” (1964), после чего он снял картины “Фокусник” (1967), “Городской романс” (1969), “Своя земля” (1973), “Последняя жертва” (1975), “В день праздника” (1978), причем был не только режиссером, но и соавтором сценария трех из них.
В 1970 году Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева “Был месяц май”.
В 1980-х годах Петр Тодоровский снял фильмы “Любимая женщина механика Гаврилова” (1981), “Военно-полевой роман” (1983), “По главной улице с оркестром” (1986), “Интердевочка” (1989). Заметными событиями в российском кино стали и последующие картины Тодоровского – “Анкор, еще анкор!” (1992), “Какая чудная игра” (1995), в 1998 году он поставил мелодраму “Ретро втроем”. В 2000-х годах вышли его фильмы “Жизнь забавами полна” (2001), “В созвездии Быка” (2003), “Риорита” (2008).
По биографической повести Петра Тодоровского “Вспоминай, не вспоминай” был снят сериал “Курсанты” (2004).
Особое место в жизни и творчестве Петра Ефимовича всегда занимала музыка, которой он увлекался с детства. Не имея музыкального образования, он написал музыкальные темы и песни ко многим своим фильмам. Для фильма “По главной улице с оркестром” он написал две музыкальные темы, три песни. Тодоровский – автор песни “Городок провинциальный” на стихи Геннадия Шпаликова для фильма “Военно-полевой роман”, а позднее стал автором музыки к фильмам “Интердевочка”, “Анкор, еще анкор!”, “Какая чудная игра”, “Ретро втроем”.
Тодоровский написал музыку не только для своих картин, он стал композитором и автором песен к ряду фильмов, снятых другими режиссерами (“Сильнее урагана” (1960), “Над нами Южный Крест” (1965) и других).
Вместе с исполнителем авторской песни Сергеем Никитиным он записал компакт-диски “Ретро вдвоем” и “Ретро вдвоем-2”. Во многих песнях к дуэту присоединяется на контрабасе Игорь Иванушкин.
Петр Тодоровский – академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Обладатель большого количества призов многих международных и отечественных кинофестивалей. За первый же самостоятельный фильм “Верность” (1964) Тодоровский получил премию “Опера-прима” за лучший режиссерский дебют на ХХVI Международном кинофестивале в Венеции (1965). Вышедший на экраны в 1983 году его фильм “Военно-полевой роман” вошел в номинацию лучших зарубежных фильмов, представленных Американской академией киноискусства на премию “Оскар”. На ХХIХ Международном кинофестивале в Испании (1984) лента получила приз за лучший сценарий, который был написан самим режиссером.
За фильм “Интердевочка” (1989) Петр Тодоровский стал обладателем призов “Ника” и “Созвездие-90”, а также специального приза жюри на III Международном кинофестивале в Токио (1990).
Фильм “Анкор, еще анкор!” был удостоен приза “Ника” Российской академии киноискусств за лучший игровой фильм 1992 года, приза за лучший сценарий на Международном кинофестивале в Токио (1993), а также приза V Всероссийского фестиваля “Созвездие-93” и главного приза Открытого фестиваля в Сочи (1993). Лауреат премии “Золотой Овен” за 1995 год.
В 1996 году Петр Тодоровский за фильмы “Военно-полевой роман”, “Анкор, еще анкор!” и “Какая чудная игра” был удостоен Государственной премии РФ.
В 2000 году Тодоровский получил Специальный приз президента за выдающийся вклад в развитие российского кино.
В 2004 году он стал лауреатом Национальной кинопремии “Ника” в номинации “Честь и достоинство”.
В 2005 году – лауреатом российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства “Триумф”.
В 2012 году получил специальную награду премии “Ника” – золотую медаль.
Петр Тодоровский – Народный артист РСФСР (1985), Заслуженный деятель искусств УССР (1967).
Как участник войны он награжден тремя орденами Отечественной войны I и II степени, медалями. Награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” IV (1996), III (2000) и II (2005) степеней.
Первой женой Тодоровского была актриса Надежда Чередниченко. Вторая жена – Мира Григорьевна – по специальности инженер-лейтенант морского флота, позднее создала собственную независимую студию “Мирабель”, на которой были сняты и вышли на экран фильмы Петра Тодоровского “Анкор, еще анкор!”, “Какая чудная игра”, “Ретро втроем” и некоторые другие. Сын – Валерий Тодоровский, кинорежиссер, сценарист.
Избранные цитаты из разных интервью Тодоровского
ПРО ВОЙНУ И ЭХО. “Это было очень давно, 44-ый год, в Польше. Мы втроем сидели в окопе, в обороне и играли в карты… Начался обстрел, и рядом с нами, видимо, за спиной, ударил очень тяжелый снаряд. И глыба песка в несколько тонн накрыла нас троих… Я отлежался у санитарок, кровь шла, особенно из левого уха, звон в голове недели полторы… А спустя какое-то время стал замечать, что я все время переспрашиваю. А потом наступило время, когда я стал притворяться, что я все понимаю, все слышу… Мне это надоело, и я наконец купил слуховой аппарат, и сейчас я замечательно слышу”.
ПРО ЛИНИЮ ЖИЗНИ. “Линия жизни у меня сложилась замечательно, хотя прошел очень тяжелую жизнь, голодал, 32-33 годы – голод, потом я почти 20 лет прожил в общежитии, казармах, углах… И пятое, и десятое. Все было очень тяжело”.
ПРО БАЛАЛАЙКУ И АККОРДЕОН. “Я, когда был совсем маленький, у отца из кармана вытащил 5 рублей, смотался на рынок и купил себе балалайку, и на ней научился играть. Потом на фронте у меня был ординарец, который уже в Германии говорит: “Товарищ лейтенант, вы все время ходите и насвистываете что-то, а я вот нашел гармошку”. И вытаскивает из повозки 120-басовый аккордеон. Я был комендантом одного маленького немецкого городка, и я там, знаете, чем занимался? Я сидел и с утра до вечера учился играть на аккордеоне. Рад, что выучил “На позицию девушка провожала…”, выучил правую руку, потом начал искать басы. Потом начал это все сводить. Моя работа коменданта кончилась тем, что меня быстро сняли, потому что я только играл на аккордеоне”.
ПРО РИО-РИТУ. “Когда я готовился снимать “Военно-полевой роман”, я нашел стихи Гены Шпаликова, это был замечательный молодой драматург, сценарист, он сочинил сценарии “Я шагаю по Москве”, “Мне двадцать лет” и писал стихи прекрасные. И однажды, листая его сборник, я напоролся, будем так говорить, на замечательные строки, которые, мне показалось, должны обязательно присутствовать в “Военно-полевом романе”: “Городок провинциальный, Летняя жара, На площадке танцевальной Музыка с утра. Рио-рита, рио-рита, Вертится фокстрот, На площадке танцевальной Сорок первый год”… Это вроде бы легкие стихи, а люди, танцуя, знают, что там уже на границе стоят мотомеханизированные части немецких войск, и вот-вот, через день, через два, начнется эта жуткая четырехлетняя война”.
ПРО “ВЕРНОСТЬ” И ДОБРОТУ. “Так получилось, что картина “Верность” получила на Всесоюзном фестивале приз за лучшую режиссуру и на Венецианском фестивале получила приз. Таким образом, я распахнул себе дорогу в режиссуру. Я этот сценарий писал вместе с Булатом Окуджавой, он тогда был бедный и гонимый… Мы писали сценарий долго-долго и в Одессе, и в Ленинграде, где он жил в то время. Эта картина про доброту, про то, как важно в трудную минуту подставить плечо. Все мои фильмы в основном про это. Если вы видели “Любимую женщину механика Гаврилова”, “Интердевочку”, “Военно-полевой роман”, “По главной улице с оркестром”, “Какая чудная игра”, “Анкор, еще анкор!”, – это работы о том, о чем я сейчас говорю”.
ПРО “ИНТЕРДЕВОЧЕК”. “Я про этих женщин ничего не знал. Когда мне принесли сценарий, мне очень захотелось изменить себе, потому что все мои фильмы про молодых ребят, такие лирические и добрые. Когда я начал работать, я подумал: как же я беру работу, когда я ничего не знаю про этих женщин… И мне на “Мосфильм” стали приводить женщин этого порядка, и они мне очень с удовольствием и подробно рассказывали про свою жизнь: как они стали проститутками, и 15-летние, и 30-летние. Масса была печальных историй. Наглые приходили 15-летние в норковых шубах, и кандидат химических наук, женщина, которая хотела писать докторскую диссертацию, но у нее закончились все средства к существованию. Муж ушел, двое детей, и она решила заработать денег, чтобы писать докторскую диссертацию, и занималась этим делом, правда, не на улице, а дома у нее была клиентура. Разные всякие способы. Все ждали клубничку, все ждали, что будет много эротических сцен. А я хотел снять фильм о нелегкой судьбе молодой женщины…”.
ПРО “АНКОР” И СТРАСТИ-МОРДАСТИ. “Я прожил в этих военных городках после войны, я рассказал только маленькую часть этой замкнутой жизни в военных городках, в тайге. И я думал, когда я начинал картину, где же я теперь найду глинобитные одноэтажные дома, где жили жены офицеров с детьми. Запросто. Оказалось, я нашел такой городок под Москвой. Там нет школы, детей возят в школу за 15 километров, маленький магазинчик работает два раза в неделю, вода в колонке во дворе, клуб не работает… Конечно же, там где присутствуют мужчины с женщинами, там всегда страсти-мордасти. Без этого просто не бывает… Картина получила главный приз на Всероссийском фестивале, на Всемирном фестивале в Токио, актриса Яковлева получила “Нику” за лучшую женскую роль. Так что картина нашла и своего зрителя, и своих почитателей, хотя, конечно, военные встали дыбом”.
ПРО РОССИЮ ПРОНИЗЫВАЮЩУЮ. “Но я вам скажу, что Россия – это все-таки больше зима. Снег, который белизну дает, прикрывает все наши маразмы. Это большая прелесть! Я был в Марокко довольно давно, нас завели в медресе, в школу, а рядом со мной оказался глобус. Я так немножко его тронул, и выплыл сразу весь Советский Союз. И что, вы думаете, там было написано от западных границ до Камчатки? Да, Сибирь. Такое представление о нашей стране. Зима дает какую-то прелесть, и актеры, когда немножко морозец, ветерочек, а в степи всегда такой пронизывающий, что ни оденешь, все равно продирает насквозь по системе Станиславского. Тем не менее, что-то есть в этом хорошее…”
ПРО ОПТИМИЗМ НАСЛЕДСТВЕННЫЙ. “А вообще я по жизни всегда был оптимистом. У меня наследственность такая. Но с годами все больше разочарований. По поводу людей прежде всего. Хотя всю жизнь – кто меня удивлял, так это люди. Я и фильмы-то свои все старался снимать про людей, про их мечтания, страдания, радости, отношения…”
ПРО ДИФИРАМБЫ В СВОЙ АДРЕС. “Ой, не надо больше, а то я могу забронзоветь”.
- “Верность” (1965)
- “Городской романс” (1970)
- “Любимая женщина механика Гаврилова” (1981)
- “Военно-полевой роман” (1983)
- “По главной улице с оркестром” (1986)
- “Интердевочка” (1989)
- “Анкор, ещё анкор” (1992)
- “Какая чудная игра” (1995)
- “Ретро втроём” (1997)
- “Риорита” (2008)
По материалам rg.ru и ria.ru