Приказом МВД РФ от 31 декабря 2012 г. № 1166 (зарегистрирован в Минюсте России 19 марта 2013 года) утвержден новый порядок организации деятельности участковых уполномоченных полиции.

Согласно документу, участковый призван стать ключевой фигурой в полиции, обеспечивающей профилактику правонарушений и преступлений, безопасность массовых мероприятий.

В связи с этим детализированы и уточнены права и обязанности участковых уполномоченных, а также их руководителей. Как и прежде, участковые работают с заявлениями граждан, проводят рейды, обходы, проверяют неблагополучных жителей, чердаки и подвалы.

При этом согласно новым правилам, участковых нельзя привлечь к выполнению функций, связанных с проверками по заявлениям и сообщениям о преступлениях либо административных правонарушениях, не относящихся к компетенции полиции.

Кроме того, детально прописана работа участковых, закреплено, что он должен иметь при себе во время выполнения им служебных обязанностей. Например, он должен вручить жителям на своем участке визитную карточку, на которой обозначены его контактные данные.

Наряду с этим, сокращен оборот служебной документации участкового, что должно упростить его работу и обеспечить возможность больше времени уделять общению с гражданами.

Также участковых предполагается обеспечивать служебным автомобилем и мобильной связью.