Пятилетний план развития «Магнита», самого крупного по числу магазинов российского ритейлера, предполагает, что к концу 2017 г. компания будет управлять 12 000 магазинов формата «у дома», 4500 косметическими магазинами и 650 гипермаркетами, рассказал «Ведомостям» гендиректор и основной владелец «Магнита» Сергей Галицкий. Для того чтобы выполнить план, компании предстоит открыть около 6000 магазинов «у дома» — в среднем по 1200 в год, 3800 косметических магазинов — по 760 в год и больше 500 гипермаркетов — по 100 в год. «Получается, придется открывать по гипермаркету раз в 3-4 дня», — говорит Галицкий.
На конец 2012 г. у компании было 6884 магазина, в том числе 126 гипермаркетов. С начала этого года компания открыла 7 гипермаркетов, за весь прошлый год — 36, а за позапрошлый — 40.
Получается, за пять лет «Магнит» хочет построить такую же сеть гипермаркетов, какая сейчас есть у всех российских ритейлеров вместе взятых. На конец 2012 г. в России было 654 гипермаркета, говорится в исследовании отраслевого аналитического агентства Infoline, охватывающем 130 крупнейших продовольственных ритейлеров. За прошлый год все российские ритейлеры открыли 98 гипермаркетов, сказано в материалах Infoline. «Магнит» хочет открывать столько же в одиночку.
Гипермаркеты (крупные магазины площадью около 3000 кв. м с ассортиментом около 10 000 товарных наименований) — самые дорогие магазины «Магнита». Один обходится ему примерно в $10 млн: в этом году компания планирует потратить на строительство 60 больших «Магнитов» около $600 млн. Магазины в формате «у дома» дешевле: на открытие 1100 таких торговых точек в 2013 г. по плану должно хватить $220 млн — по $200 000 на магазин. Магазины косметики исходя из бюджета на 2013 г. (250 магазинов за $35 млн) стоят еще меньше — $140 000 на один магазин. Выходит, что вся пятилетняя программа открытия новых магазинов может обойтись «Магниту» в $6,7 млрд, или около $1,3 млрд в год.
Источников финансирования два, говорит Галицкий: денежный поток, генерируемый компанией, и заемные средства. Эти ресурсы будут использоваться примерно в равных долях. Сейчас компания готова тратить на развитие больше. Общий объем инвестпрограммы «Магнита» на 2013 г. — $1,75-1,8 млрд, но около трети бюджета идет на логистику — строительство складов и распределительных центров и покупку грузовиков.
План по гипермаркетам кажется «довольно агрессивным» аналитику «ВТБ капитала» Марии Колбиной. По ее прогнозам, компания до конца 2017 г. могла увеличить сеть гипермаркетов втрое — до 360. При нынешних темпах развития открыть 500 новых гипермаркетов «Магнит» сможет к 2020 г., считает она. «Вероятно, “Магнит” рассчитывает на то, что через два года масштаб его бизнеса позволит открывать более 100 гипермаркетов в год», — полагает Колбина. Но сложность может заключаться в другом: уже сейчас рыночная доля «Магнита» близка к 25% на территории 20 муниципальных образований, а закон «О торговле» пока запрещает сетям открывать новые магазины там, где они занимают 25% рынка. План, говорит Галицкий, учитывает емкость рынка: «Покупателей и места для этих магазинов хватит».
http://www.vedomosti.ru/companies/news/10813201/magnit_k_kazhdomu_domu