Случилось то, что должно было произойти: муфтий Татарстана Ильдус Файзов официально покинул свой пост. Его место пока в статусе исполняющего обязанности занял 28-летний имам казанской мечети «Тынычлык» (Спокойствие), начальник редакционно-издательского отдела ДУМ РТ Камиль Самигуллин. Нет ни малейшего сомнения в том, что съезд мусульман республики в скором времени утвердит его в этой должности уже без приставки «ио». Так заведено в нашей стране, кто «исполняет обязанности», тот затем и «возглавляет». Тоже традиция. А ко всему «традиционному» у нас с недавних пор самое бережное, почтительное отношение.

На самом деле смотр кандидатов на место муфтия в Татарстане шел довольно активно без малого целый месяц. Назывались разнокалиберные кандидатуры от муфтиев ДУМ Чувашии Альбира Крганова и ХМАО Тахира Саматова до неизвестных широкой публике имамов небольших сельских приходов.

Но, как известно, решение принимает Кремль: в данном случае казанский – через  согласование с московским. Таковы правила. Татарстан сегодня уже не в том положении, чтобы автономно решать такие вопросы. С недавних пор федеральный центр делает все, чтобы выстраивать мусульманскую клерикальную вертикаль  и диктовать те правила игры в религиозной сфере, которые она считает для себя приемлемой.  Отныне демократические принципы избрания духовных лидеров уходят на страницы истории. Власть решила взяться за дело всерьез и надолго.

Уже не такими крамольными с точки зрения общественности кажутся призывы о необходимости  введения института «казенных мул», которые существовали до революции в Российской империи и выступали в роли проводников интересов царской администрации.  Зачастую термин «традиционный ислам» дилетанты и всякого рода «исламоведы» связывают именно с этим: тотальным контролем со стороны государства духовной жизни мусульман, не понимая даже сути обсуждаемого вопроса.

Пост сдал – пост принял!

Для многих остается открытым вопрос: почему власть поставила именно на Самигуллина, а не на другого человека. Думаю, здесь роль Камиля хазрата, при всем моем к нему уважении и почтении, будет сведена к минимуму. Представительско-дипломатические функции, конечно, он будет иметь возможность исполнять, проповедовать, публично выступать по стандартной в таких случаях схеме, но не более.

Кремль, судя по всему, будет жестко и плотно «опекать» муфтия. Большинство важных, стратегических решений будут проходить через ответственных работников  Аппарата Президента РТ, где для этих целей создано специальное управление со штатом в 40 человек.

Есть еще ряд причин, по которым было принято решение поставить на Самигуллина. Он молодой, а значит, сможет настроить коммуникации с молодым поколением мусульман, в чьей среде больше всего радикально настроенных людей, восприимчивых к немедленным и решительным действиям.

Камиль-хазрат, по замыслу руководства, должен привить молодежи толерантность и увлечь их в традиционный для татар формат исламского вероучения в трактовке ханафисткого мазхаба. Сегодня власть делает все для того, чтобы оставить вне легитимного поля иные толкования ислама, мусульманские течения и укрепить позиции ханафитского мазхаба.

Молодой имам не связан не с одним из существующих кланов. Он не завязан с мощным семейством экс-муфтия Татарстана Гусмана Исхакова, родственники которого имели контрольный пакет акций в клерикально-административной системе. Не был замечен он и в тесных отношениях с Илдусом Файзовым, не входил в команду влиятельного мухтасиба Казани Мансура Залялетдинова. То есть он был равноудален от всех этих групп влияния. Здесь надо сказать, что каждая из вышеописанных групп лоббировала своего кандидата на должность главы мусульман республики. Такова логика борьбы за власть.

Злопыхатели уже поспешили приписать молодому имаму членство в тарикате «Исмаил Ага», базирующаяся  в Турции. Он-де будет выразителем интересов турецкого лобби в республике и   будет насаждать их идеологию. (Камиль Самигуллин в 2000 – 2003 годах учился в казанском медресе Мухаммадия, в 2003 году поступил в Северо-Кавказский исламский университет в Дагестане, откуда перевелся на обучение в Турцию, где в 2003 – 2007 годах обучался в медресе при стамбульской мечети Исмаиль-ага у суфийского шейха Махмуда аль-Уфи http://www.newsru.com/religy/06mar2013/suleymanov.html)

Наследие, которое осталось Камилю Самигуллину, богатым не назовешь. Доверие к институту духовного управления подорвано. Умма разобщена, идеологически диверсифицирована. Уровень  антиисламской истерии в СМИ зашкаливает, силовые акции против мусульманских активистов множатся…

Впрочем, на все воля Всевышнего!

Руслан Айсин, политолог.

http://wordyou.ru/kolonki/moskva-kak-mnogo-v-etom-slove-dlya-serdca-muftiya.html