День машиностроителя, который недавно отмечала вся страна, породил новую волну разговоров о том, что со времен СССР промышленность в России, и в Ульяновской области в частности, близка к краху.

Да, во времена Советского Союза была создана огромная индустрия, чрезвычайно затратная, неэкономичная, неконкурентоспособная, хотя оружием и самолетами мы худобедно еще торговали, чаще себе в убыток. На наших советских заводах стояли кое-где станки еще 80-х годов XIX века, начала прошлого века, да и то импортные. Некоторые из «современных» отечественных предприятий до сих пор оснащены станками предвоенного времени.

Так что, несмотря на то, что мы любим и помним СССР и нас порой мучает ностальгия по тем временам, не стоит закрывать глаза ни на плюсы, которых было немало, ни на минусы, которые аукаются нам и поныне.

Даже для газопроводов (наше все, «соль земли русской») мы закупали импортное, в том числе германское и американское, оборудование (к примеру, трубы нам поставляли из ФРГ).

Сейчас Россия сама производит трубы большого диаметра и не нуждается в импорте с Запада.

Нельзя не вспомнить на фоне всеобщих стенаний о загубленном сельском хозяйстве, что СССР в течение многих десятилетий закупал хлеб у своих заклятых противников – американцев сотнями миллионов тонн, настолько слабым у нас было сельское хозяйство, а теперь мы сами продаем зерно в больших объемах и Россия вышла в мировые лидеры по экспорту зерновых.

Машиностроение по-прежнему основа российской промышленности, и, судя по заявлениям и планам руководства страны, эта отрасль будет модернизироваться и развиваться. И это не просто планы. Вспомним, как в разгар мирового финансово-экономического кризиса, осенью 2008 года, лидеры страны приняли решение о защите ключевых отраслей экономики и промышленности, в первую очередь машиностроения. И заводам помогли выстоять. Теперь они быстро развиваются и даже прикупают за рубежом одно большое предприятие за другим, как это делает, к примеру, Уралвагонзавод.

Регион промышленников

У нашей области нет, в отличие от других, более везучих, регионов, достаточных запасов углеводородов и других дорогостоящих и востребованных на мировом рынке полезных ископаемых. Мы всегда выезжали на обрабатывающей промышленности, на машиностроении. В Ульяновске находится одно из крупнейших в мире предприятий авиапрома, головной завод мощного авиационного кластера, здесь автозавод, о котором еще Егор Гайдар говорил «берегите УАЗ», а с этим крупным заводом бурно развивающейся сейчас российской автомобильной промышленности в областной кластер входит более сотни предприятий. Здесь успешно работают машиностроительные предприятия, связанные с оборонной отраслью (механический и патронный заводы, НПО «Марс», другие предприятия), с уверенно поднимающимся строительством, с другими направлениями экономики.

Да, есть грустные примеры потерь. Так, УЗТС купил за бесценок и разорил дотла скандальный олигарх. Радиоламповый завод, как и множество других предприятий нашей области, пал жертвой десанта бандитов и отставных военных, инвалидов с контузиями, тоже в основном коммунистов, за приход которых к власти в декабре 2000 года с песнями и плясками, со слезами на глазах проголосовали введенные в заблуждение ульяновцы. На «Комете», во времена разгула демократии, трудовой коллектив изгнал основателя и бессменного директора завода и выбрал краснобая, мощный завод после этого быстро впал в кому и долго не протянул.

Крупнейший за историю авиапромышленности

Не просто успешной, а по-настоящему счастливой можно сегодня назвать судьбу флагмана ульяновской промышленности – ЗАО «Авиастар СП». Как сообщает его руководитель Сергей Дементьев, сегодня завод с уверенностью смотрит в будущее. 4 октября подписан крупнейший за историю отечественной авиационной промышленности контракт между Министерством обороны и Объединенной авиастроительной корпорацией на закупку 39 самолетов «ИЛ-76МД90А».

– Это соглашение на 140 миллиардов рублей даст мощный импульс развитию экономики всей Ульяновской области. С этим самолетом начинается новая веха в истории завода.

Кроме того, на предприятии осуществляется ремонт, сервисное обслуживание и модернизация всемирно известных «Русланов», идет подготовка к возобновлению их производства.

Выпускается лайнер «ТУ-204-СМ» и другие самолеты семейства «ТУ», – заявляет руководитель завода. – «Авиастар-СП» выпускает оборудование для новинки российского авиапрома – «Сухой Суперджет-100» – и участвует в подготовке производства такого суперсовременного и очень необходимого стране пассажирского лайнера, «как МС-21».

Кроме того, как сообщают специалисты, на предприятии продолжается техническое перевооружение. Закупается современное оборудование, обучаются кадры. Реализуется жилищная программа, в рамках которой предусматривается строительство и сдача 5000 квартир для работников предприятия в срок до 2020 года.

Докризисный уровень производства

Еще один гигант регионального и, пожалуй, российского машиностроения – Ульяновский автозавод – в полном объеме достиг докризисного уровня и продолжает уверенно наращивать объемы продаж.

Как отмечают эксперты, рост производства по итогам девяти месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 11 процентов. Лидирующие позиции по темпам роста производства занимают автомобили семейства «Патриот». С начала года потребителям отправлено более 15 тысяч автомобилей флагманской модели, что на 18,9 процента больше, чем в прошлом году. Всего с января по сентябрь текущего года выпущено около 50 тысяч внедорожников. Продолжается реализация инвестиционных проектов по модернизации производства и действующего модельного ряда.

Одной из важных задач, стоящих перед УАЗом, является развитие автокомпонентного направления бизнеса. На сегодняшний день сборочные производства автомобилей в России уже открыли многие иностранные автопроизводители. Все они, согласно законодательству РФ, должны локализовать производство, что подразумевает привлечение российских поставщиков комплектующих. У УАЗа есть все шансы занять эту нишу, совершенствуя производство автокомпонентов, с привлечением целевых инвестиционных ресурсов и инжиниринговых технологий для освоения новых видов продукции, которые впоследствии помогли бы обеспечивать растущие потребности как УАЗа, так и автомобильного рынка в целом. На заводе для этого есть все условия, и уже создано дочернее предприятие – ООО «УАЗ-Автокомпонент».

В ближайшее время компания готова определить дальнейшую стратегию развития и обозначить, каким автозавод должен стать уже через два-три года. Однако уже и сейчас понятно, что УАЗ имеет хорошие перспективы для успешного развития, оставаясь одним из ведущих автопредприятий России.

Новые моторы

Ульяновский моторный завод, входящий в автомобилестроительный холдинг «Группа ГАЗ», реализует программу, предусматривающую серьезную модернизацию линейки двигателей УМЗ-4216 для семейства автомобилей «ГАЗель» и «Соболь». В 2012 году главным результатом работы заводских конструкторов и инженеров стали разработка и запуск в серийное производство моторов экологического класса Евро-4.

При этом в новой версии также предусмотрено двухтопливное исполнение двигателя, предполагающее эксплуатацию на бензине и газе.

Специалисты подчеркивают, что в 2010 году Ульяновский моторный завод в числе первых российских предприятий начал выпуск газобензиновых автомобильных двигателей. Газобаллонные «ГАЗели» и «Соболи» с ульяновскими моторами предоставили потребителю заводскую гарантию, надежность и экономичность в одном из самых активных видов бизнеса – коммерческих перевозках. Благодаря техническому совершенствованию, инвестициям в развитие производители – УМЗ и ГАЗ – дали возможность постепенно избавить рынок от опасных самодельных экспериментов с установкой газовых баллонов в машины. Моторный завод успешно продолжил «газовую» тему и в Евро-4. В настоящее время на главном конвейере предприятия идет сборка как бензиновых, так и газобензиновых двигателей.

Сейчас на моторном заводе идет подготовка производства модификации двигателей УМЗ-4216-80 с гидрокомпенсаторами. Это усовершенствование сократит объемы техобслуживания автомобиля за счет исключения регулировки зазора клапанов, повысит потребительские свойства продукта. В сентябре 2012 года уже собрано 120 моторов опытно-промышленной партии. Сейчас они находятся в опытной эксплуатации на «ГАЗелях-БИЗНЕС».

Параллельно эксплуатационным испытаниям ведется подготовка производства, по окончании которой новая конструкция будет внедрена в серию. Выпуск модернизированного двигателя запланирован на конец 2012 года.

Это несколько примеров, можно привести еще множество по другим предприятиям. Как видите, машиностроение Ульяновской области находится на подъеме, несмотря на всевозможные политические спекуляции.

Комментарий эксперта

Главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев:

Кластерный подход

Ситуацию в промышленной отрасли Ульяновской области сегодня можно охарактеризовать, скажем, судьбой авиационного кластера и особой экономической зоны портового типа.

Так, в Ульяновской области расположен крупнейший в России авиастроительный завод ЗАО «Авиастар-СП». Предприятие входит в Объединенную авиастроительную корпорацию и является ключевым центром по производству гражданских воздушных судов и военно-транспортных самолетов. Здесь же находится центр по изготовлению так называемого «черного», то есть композитного, крыла, а также интерьерная база для самолетов семейства Sukhoi Superjet. Также в Ульяновске существует наиболее успешно развивающаяся база по покраске самолетов. Таким образом, в рамках кластера сформирована уникальная платформа по производству воздушных судов.

Подписанный на днях контракт на строительство 39 самолетов «ИЛ-76МД90А» обеспечивает устойчивую загрузку «Авиастара» до 2018 года. Завод планирует выпускать по шесть самолетов в год. Масштабный проект по техническому перевооружению предприятия позволит увеличить мощность предприятия до 18 самолетов в год. А это, по международным меркам, очень высокие темпы производства. Также в ближайшее время предприятие может продать до 50 самолетов иностранным партнерам. Внутренняя же потребность в «ИЛ76МД90А» составляет порядка 100 машин.

Кроме того, ожидается, что между Россией и Украиной будет подписан договор о возобновлении производства самолетов «АН-124 «Руслан», который также будут строить на ульяновской базе, где сейчас проводятся восстановление и ремонт таких самолетов.

Сегодня нет сомнений, что до конца этого десятилетия ульяновский кластер будет загружен заказами. Все это потребует технических преобразований и подготовленных кадров.

Зная это, руководство региона повышенное внимание уделяет вопросам подготовки персонала, заключает договоры с ведущими учебными заведениями, планирует открывать новые центры по подготовке и переобучению специалистов авиапромышленной отрасли.

Если говорить в контексте всего этого о развитии портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ), подобная многоступенчатая база привлекает на территорию зоны новые производства. Так, в сентябре «Эвектор» заявил о намерениях разместить свое производство в Ульяновске, заключено соглашение о партнерстве с Solutions Group.

Все это дает основания полагать, что кластер формируется не только на базе предприятий, созданных в Советском Союзе, но и на базе вновь создающихся производств, а также предприятий малого и среднего бизнеса. То есть создается внутрикластерная кооперация.

Это дает право считать кластер объединением не только по юридическому признаку, но и по факту наличия внутрикластерного взаимодействия.

Дмитрий КНЯЗЕВ.
http://sim-k.ru/2012/10/20/promyshlennyj-ryvok-ili-krax-mashinostroeniya/