Ученые Ульяновского государственного университета (УлГУ) обнаружили тесную связь здоровья и продолжительности жизни населения региона с социально-экономическим положением и экологией.

Результат оказался парадоксальным: в населенных пунктах с относительно высоким уровнем жизни люди чаще болеют и меньше живут, а жители благополучных в экологическом плане районов здоровее, но едва сводят концы с концами.

Здоровье поставили на карту

С 2000 года научный коллектив экологического факультета во главе с кандидатом биологических наук, доцентом кафедры биологии и биоэкологии УлГУ Светланой Ермолаевой занимается сбором и анализом экологических, социально-экономических данных, предоставляемых Росгидрометом, Росстатом, Роспотребнадзором и другими структурами. Результатом проделанной работы стал «Медико-экологический атлас Ульяновской области», обновленная редакция которого в настоящее время готовится к печати.

– Исследования мировых ученых давно доказали наличие связи здоровья населения с воздействием различных факторов окружающей среды (социальных, экономических, биологических, природно-климатических, химических, физических и других). Содержание атласа – это не просто отражение статистических данных о заболеваемости, а пространственный анализ и раскрытие связей отдельных болезней с природными и социально-экономическими факторами, – рассказала Светлана Ермолаева (на снимке).

По данным ученых Института экологии Волжского бассейна РАН, на территории Ульяновской области за последние годы сложилась достаточно напряженная экологическая ситуация (категория «средней тяжести»). Как результат, проблема здоровья в регионе приобретает все более острый характер. С начала 90-х годов происходит стремительный спад всех основных показателей общественного здоровья. «За последние 20 лет показатели смертности и заболеваемости населения, которые еще в 80-е годы были близки к уровню экономически развитых стран, катастрофически ухудшились», – говорится в исследовании.

Ульяновцы стали болеть чаще, причем по отдельным нозологиям заболеваемость только за последние десять лет увеличилась в разы. В структуре первичной заболеваемости взрослого населения все последние годы лидируют болезни органов дыхания (32,5 процента), мочеполовой (8,4) и эндокринной (6,3) систем. Среди подростков болезнями органов дыхания страдают уже 48 процентов, а системы кровообращения и костно-мышечной – соответственно 5,4 и 4,9 процента. У детей помимо болезней органов дыхания (54,1 процента) чаще всего выявляются нарушения системы кровообращения (6,1 процента) и болезни органов пищеварения (3,3). Особо настораживает специалистов двукратный рост с 2000 года впервые выявленных онкологических заболеваний, болезней системы кровообращения и мочеполовой системы (в 1,5 раза) и врожденных аномалий (в 1,4 раза). Пожалуй, единственным слабым утешением может стать сокращение на 20 процентов числа выявляемых инфекционно-паразитарных болезней.

От автомобилей нечем дышать

Что касается экологии, на здоровье человека влияет, прежде всего, уровень загрязнения воздуха, воды и почвы.

– Казалось бы, с 1992 года в регионе многократно сократились объемы промышленного производства и, действительно, количество выбросов загрязняющих веществ от стационарных объектов уменьшилось в три-четыре раза, однако чадящие трубы фабрик и заводов с лихвой компенсировал автомобильный транспорт. В наибольшей степени это касается Ульяновска и Димитровграда. Если в 1992 году выбросы от под—вижных источников составляли 45 процентов, то сегодня – почти 90. С выхлопными газами в воздух попадают оксид углерода, углеводород, диоксид азота, сажа, сернистый ангидрид, свинец.

Именно эти вещества вносят наибольший вклад в формирование экологически зависимых заболеваний и состояний. При этом одно из самых опасных веществ – формальдегид, являющийся канцерогеном, диагностируется далеко не везде, говорит Светлана Ермолаева.

Ежегодно каждый квадратный метр почвы поглощает около шести килограммов вредных веществ, таких как свинец, никель, медь, марганец, железо, кадмий, фтор, цинк, мышьяк, окись углерода, окись азота, диоксид серы. Особенно это проявляется на полях, прилегающих к городам, железнодорожным магистралям, автодорогам с интенсивным движением. Тяжелые металлы, накапливаясь в сельхозпродукции, вызывают патологические процессы в организме, в первую очередь влияя на органы дыхания (с пылью) и снижение иммунитета. На здоровье человека влияет, прежде всего, уровень загрязнения воздуха, воды и почвы.

Весьма неблагоприятна в регионе ситуация со снабжением питьевой водой. «Из поверхностных водоемов, имеющих высокий уровень загрязнения, снабжается водой большая часть жителей Ульяновска (456 тысяч человек, или 66 процентов горожан) и часть населения Радищевского района (16,5 тысячи человек)», – говорится в атласе. При такой системе водоснабжения высок уровень вторичного загрязнения, когда перед подачей в систему вода вроде бы отвечает всем требованиям, но, дойдя до кранов потребителей, становится непригодной для питья. «Качество питьевой воды, подаваемой населению по водопроводной сети, в области с каждым годом ухудшается как по санитарно-химическим, так и по микробиологическим показателям», – говорится в работе.

Впрочем, вода из подземных источников, а ее использует около миллиона ульяновцев, тоже может быть небезопасной. В части районов такая вода имеет повышенное содержание железа, высокую минерализацию и повышенную жесткость, что неблагоприятно влияет на состояние здоровья людей.

От плохой жизни страдает психика

Наложив «экологическую» картограмму на «социальную», ученым удалось выделить районы с относительно удовлетворительными социальными условиями, но контрастно отличающимися по экологической обстановке. При равных социальных условиях относительно благополучными в экологическом плане оказались Чердаклинский и Вешкаймский районы, а, напротив, самыми «грязными» – Ульяновский и Сенгилеевский. При равных демографических показателях общая и первичная заболеваемость в экологически напряженном районе (Ульяновском) заметно выше. В экологически чистом Вешкаймском районе меньше случаев заболевания органов дыхания (468 против 678 на 1000 детей), системы кровообращения (4,6 против 9,4), гораздо меньше заболеваемость новорожденных (314 и 577) и детей с врожденными пороками развития (1,96 и 3,1).

Для анализа влияния социальных условий на здоровье детей были взяты данные наиболее благополучных Чердаклинского и Вешкаймского районов и, напротив, депрессивных Новомалыклинского и Старокулаткинского. В неудовлетворительных социальных условиях выше общая и первичная заболеваемость детей: больше случаев заболевания нервной системы (37,8 на 1000 детей в Майнском районе против 31,2 в Вешкаймском), системы кровообращения (14,5 против 4,6), мочеполовой системы (16,8 против 11,9), заболеваемости крови (16,8 против 13,5). В социально удовлетворительных условиях вдвое меньше родилось детей с врожденными пороками развития (1,96 и 4,7), втрое меньше случаев заболеваемости костно-мышечной системы (9,96 против 31), втрое меньше заболеваемость новорожденных (314,3 против 890,2) и в 14 раз меньше детей с психическими расстройствами (1,03 против 14,6).

В целом результаты исследования показали, что экологические факторы, прежде всего, оказывают влияние на заболеваемость костно-мышечной системы детей (21 процент), крови (20) и органов дыхания (14), социальные факторы – на психические расстройства (28 процентов), заболеваемость органов пищеварения (25) и крови (23).

Вадим Пилюков
http://sim-k.ru/2012/10/23/bogatye-bolny-zdorovye-bedny/

Читайте также:
Караулова В.Г. о демографии в Ульяновской области
Министр говорит, что младенческая смертность снижается
Тяжко в Ульяновске с демографией
Ульяновская область покинула лидирующую десятку регионов страны по количеству ВИЧ-инфицированных
Снижение смертности от онкологических заболеваний в Ульяновской области
Ульяновская область в рейтингах