Заволжский районный суд Ульяновска вчера отменил решение мирового судьи Татьяны Кругловой, оштрафовавшей на 20 тыс. рублей двух педагогов за то, что они не уследили, как школьница пронесла на ЕГЭ мобильник, сфотографировала задания и выложила их в Интернет. Правда, потраченные нервы и испорченное лето учителям никто не вернет.

Преподаватель математики из гимназии №79 Лидия Мочальнова, выйдя из зала суда, не скрывала своей радости. «Я очень довольна, что судья столь внимательно подошла к нашему делу, во всем разобралась», – рассказала «НИ» женщина. Теперь ей и ее коллеге учителю химии ульяновской школы №17 Елене Чайниковой не придется выплачивать наложенные ранее 20 тыс. рублей штрафа. «На этот штраф нам пришлось бы полтора месяца работать», – вздыхает Лидия Мочальнова. Она призналась, что первым делом позвонила в родную школу и сообщила, что решение мирового суда отменено. «На другом конце провода сразу стали кричать «ура!», – смеется педагог.

«Мы очень благодарны судье за справедливое решение. Суд отстоял наши интересы. Ведь чиновники от образования просто хотели устроить показательную порку, выбрав для этого нас – людей, которые, по сути, лишены какой-либо защиты», – прокомментировала «НИ» вердикт Елена Чайникова.

Отмена решения была ожидаемой, заявил «НИ» адвокат Игорь Трунов, оказывавший юридическую поддержку ульяновским педагогам: «Было совершенно ясно, что суд просто вышел за рамки закона, признавая учителей виновными. Возможно, это произошло из-за низкой квалификации и неопытности мирового судьи, а может быть, имела место попытка напугать таким образом педагогическое сообщество».

Как уже рассказывали «НИ» («Дело учителей», 22 августа 2012 года), скандал разгорелся в конце мая, когда администрация школы назначила Елену Чайникову ответственным организатором пункта проведения экзамена. Причем об этом педагога, по ее словам, поставили в известность за полтора часа до начала испытаний. «Ни я, ни моя коллега, находившаяся в аудитории, не заметили, чтобы кто-то из ребят пользовался телефонами, калькуляторами либо другими запрещенными устройствами», – рассказывала «НИ» Елена Чайникова. Однако вскоре выяснилось, что одна из школьниц пронесла на экзамен мобильник, сфотографировала задания и разместила материалы в Интернете. Школьница была вычислена по индивидуальному коду, присвоенному каждой работе. Результаты девушки аннулировали. Но пострадала не только она. В отношении Елены Чайниковой и Лидии Мочальновой в суд было передано дело об административном правонарушении. Педагогов обвинили в том, что они не уследили за несанкционированным использованием мобильных телефонов в аудитории, где проводился ЕГЭ.

В Комитете по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области пока еще не решили, будут ли обжаловать вынесенное вчера Заволжским районным судом решение.

http://www.newizv.ru/society/2012-09-12/169634-pedagog-otpushenija.html

Двух учителей оштрафовали за фотографии бланков ЕГЭ, сделанные выпускницей

Выражение «сын за отца не отвечает» действует во многих случаях. Не распространяется оно только на отношения педагогов и школьников. И очередной тому пример – вынесенное в конце августа в мировом суде Заволжского района Ульяновска решение, в соответствии с которым двое педагогов должны заплатить штрафы по 20 000 рублей за фотографии бланков ЕГЭ, сделанные одной из выпускниц. Девушка успела снять четыре листа с тестами на камеру телефона, после чего выложили снимки в интернет.

ЭКЗАМЕН

Стало известно об этом только сейчас. Хотя все произошло еще 28 мая. В тот день выпускница школы № 44 вместе с другими школьниками сдавала экзамен по истории – первый в списке ЕГЭ. Ей и еще 13 ученикам проходить это испытание выпало в школе № 17 под надзором местной учительницы Елены Чайниковой и педагога из гимназии № 79 Лидии Мочальновой.

– Экзамен и начался, и проходил в соответствии с инструкцией, которую нам рассказали, – говорит Елена Чайникова. – И с детьми мы тоже провели инструктаж, объяснив, что мобильными пользоваться нельзя. Телефоны они оставили там же, где повесили куртки и оставили вещи. Но мы не могли знать, будет ли у кого-то из них второй телефон или нет. Мы же не можем их обыскивать. А во время экзамена мы даже по классу ходить не имеем права, чтобы не мешать ученикам.

По инструкции педагоги-организаторы, действительно, должны находиться в разных концах класса и неустанно следить за происходящим. В тот день они ничего подозрительного не увидели. Но, по словам Елены Чайниковой, не уследить за школьниками они могли в тот момент, когда часть из них уже начала сдавать бланки с ответами.

– Мне надо было заполнять документацию. В этот момент очень сложно одновременно еще и по сторонам смотреть.

Второй организатор Лидия Мочальнова, по ее словам, вообще не должна была следить за процессом прохождения экзамена в классе. Ее готовили как организатора вне аудитории – то есть в коридоре.

– Я прибежала в 17-ю школу за 15 минут до начала экзамена,- рассказывает Лидия Николаевна. – Меня попросили побыть организатором в аудитории, заменить другого человека. А я просто не смогла отказать.

Доброта Лидии Мочальновой и сыграла с ней злую шутку.

ПРОВЕРКА

До 19 июня педагоги спали спокойно. А в этот день в 17 школу приехала проверка от министерства образования Ульяновской области и комитета по надзору и контролю в сфере образования. Контролирующие органы уже давно знали, что из одной ульяновской школы произошла утечка.

– У бланков ЕГЭ семь степеней защиты, и как только сделанные школьницей снимки попали в сеть, они практически сразу были обнаружены специальной программой, – рассказывает директор ОГАУ “Центр информационных технологий” Сергей Конзаев. Организация, которую возглавляет Сергей Иванович, занимается техническим обеспечением проведения ЕГЭ. Собственно говоря, в том числе благодаря их усилиям и штрихкоду на бланках удалось выяснить, где именно были сделаны фотографии и кому выдавались бланки. Девушку нашли, результаты этого экзамена аннулировали, и, по словам представителей министерства образования, выяснили, что снимала она на телефон.

После проведенной в школе проверки Лидии Мочальновой и Елене Чайниковой пришлось писать объяснительные.

– В них педагоги указали, что был проведен необходимый инструктаж, – говорит консультант отдела общего образования департамента дошкольного, общего и дополнительного образования министерства образования Ульяновской области Ольга Якимочева. – Стоит подчеркнуть, что и Лидия Мочальнова также указала, что ее проинструктировали.

В школе № 79 подтверждают, что инструктаж Лидия Николаевна проходила, но… как организатор вне аудитории. В школе № 17 в комментариях нам вообще отказали.

СУД

Тем временем в начале июля на педагогов были составлены протоколы, на основании которых в отношении них возбудили административные дела. Расследование шло около месяца, после чего начался судебный процесс. На третьем заседании судья вынесла решение: отвечать учителя должны как должностные лица, и назначило им минимальный в таком случае штраф – по 20 000 рублей на каждого человека.

– Когда я шла на экзамен, я и не знала, что я должностное лицо, – едва сдерживая слезы говорит Лилия Мочальнова. – Если б я знала, что из-за этого будут такие штрафы, может и не согласилась бы быть организатором.

Ей вторит и Елена Чайникова, по словам которой, о том, что она была на экзамене должностным лицом, ей сказали лишь во время суда.

Меж тем решение суда стало шоком не только для самих обвиняемых педагогов, но и для их коллег, и даже для тех, кто обнаружил нарушение.

– Безусловно, они должны были следить за проведением единого госэкзамена. Факт снимка, в принципе, можно назвать нарушением закона. Но назначенные штрафы слишком большие, – говорит Сергей Конзаев.

С Сергеем Конзаевым согласно и руководство гимназии № 79.

– Я, конечно, пожурила Лидию Николаевну, но наказывать ее со своей стороны никак не собираюсь, – говорит директор гимназии № 79 Лидия Копцева. – Она замечательный, профессиональный учитель. И, скорее всего, она просто не уследила. А штрафы несоизмеримы с размером оплаты труда педагогов.

С Лидией Копцевой согласна и ее зам по учебно-воспитательной работе Валентина Гаврилова.

– От учителей уже сейчас можно слышать, что они будут отказываться быть организаторами на ЕГЭ, – говорит Валентина Васильевна. – Тем более, что работа на экзаменах оплачивается как обычный рабочий день.

Но самостоятельно взять самоотвод все же вряд ли удастся. Ведь контролировать ЕГЭ учителя идут в соответствии с приказами.

Кстати, 11 сентября в Заволжском районном суде Ульяновска пройдут заседания по обжалованию решения мирового суда. Здесь оштрафованные учителя надеются хотя бы уменьшить сумму штрафов.

А тем временем главная виновница происшествия на данный момент учится в одном из ВУЗов. После аннулированных результатов по истории она сдала еще три экзамена, что позволило ей стать студенткой.

http://ul.kp.ru/daily/25946.5/2890778/