Как обычно называются театры? Большой академический, малый драматический, театр имени видного деятеля искусств – сразу внушает трепет и настраивает на музейно-торжественный лад одним только своим названием. Поэтому когда в Ульяновске говорят, а там есть Небольшой театр, не сразу понимаешь, что речь идет о названии, а вовсе не о размерах театрального здания.

По дороге в “NEBOLSHOY театр” узнаешь, что так в Ульяновске называется Театр юного зрителя. Хотя репертуар и зритель у театра – самый разный и порой далеко не только детский.

Несмотря на скромные размеры как самого здания, так и труппы, “NEBOLSHOY театр” последние годы все увереннее расширяет творческие горизонты. Этим летом завершился юбилейный десятый сезон. Об его итогах и ближайших перспективах на новый сезон в интервью ИТАР-ТАСС рассказали директор и главный режиссер театра заслуженный артист – Эдуард Терехов и режиссер-постановщик Марина Корнева.

– Эдуард Аркадьевич, как Вы оцениваете итоги завершившегося юбилейного сезона, чем он оказался наиболее примечателен?

– Поскольку наш театр и в самом деле небольшой – у нас небольшие и здание, и труппа – мы выпускаем всего по три спектакля в год. Репетиционного помещения у нас нет, а график достаточно плотный, мы играем более 220 спектаклей в год, и, соответственно, на выпуск спектаклей остается не так уж и много времени. Первой из трех премьер юбилейного сезона стал спектакль “Человекообразные” по рассказам Аверченко, Тэффи, Бухова. Режиссер-постановщик – Марина Корнева обозначила жанр этого спектакля как “Девять анекдотов из жизни”. На мой взгляд, спектакль получился весьма ярким, стильным, но и достаточно едким, ведь он высмеивает человеческие пороки и заставляет людей посмотреть на себя со стороны.

– Нам очень хотелось поставить этот спектакль именно в юбилейный сезон, – говорит Марина Корнева. – В постановке занята практически вся труппа, и в результате получился настоящий театральный праздник для всех – и для наших зрителей, и для театра. В этом спектакле мы попробовали соединить “серебряный век” с модерном. В основе постановки – девять рассказов, объединенных одной темой: что такое люди. Это не злая сатира, а, скорее, добродушная, это смех над собой. И главный герой – это такой человеческий тип, который сам не виноват в происходящем, это как бы комедия положений. Герой сам себя ставит в ситуации, которые впоследствии оказываются смешными.

– Следующая премьера юбилейного сезона была подготовлена к новогодним праздникам, – продолжает Эдуард Терехов. – Обычно, во многих театрах для проведения новогодней кампании ставится, если так можно выразиться, одноразовый спектакль, как говорится, “на убой”. Актерам в таких постановках зачастую, спускается с рук халтура, режиссура в подобных “проектах” не всегда тщательная, затем праздники проходят и о таком спектакле большинство людей благополучно забывает, но у требовательного зрителя и ответственного художника осадочек все же остается. Ведь для многих юных зрителей этот спектакль может стать первой встречей с театром, а это огромная ответственность. Спектакли, которые мы выпускаем к Новому году, по прошествии праздников еще на долго остаются в текущем репертуаре театра, и мы их активно прокатываем. Это заставляет всех быть максимально собранными и ответственными, а зритель, в свою очередь, видит и чувствует уважительное к себе отношение.

Выбор Мариной Корневой пьесы Дамира Салимзянова, написанной по мотивам удмуртских народных сказок, был не случаен. Спектакль, получивший название “Как Лопшо человеком стал” открыл большой и масштабный проект театра. Это такая смешная, задорная комедия, с очень симпатичным оформлением и костюмами, стилизованными в духе удмуртской национальной культуры.

– Этот спектакль, кажется, поставлен как раз в рамках вашего проекта “Сказки великой России”?

– Да, этой постановкой мы открыли такой проект. Мы отыграли спектакль около 50 раз в новогодние каникулы, а затем еще около 30 раз – в рамках планового проката, как дома, так и на гастролях.

Третьей новинкой юбилейного сезона стал спектакль по замечательной пьесе Александра Володина “С любимыми не расставайтесь” /режиссер Э.Терехов/. Спектакль поставлен в не совсем привычной манере, если вспомнить фильмы по володинским произведениям: “Осенний марафон”, “Пять вечеров” или те же “Любимые”. Мы решили сделать молодежный спектакль. Если помните, по сюжету там разводится супружеская пара, дело происходит в суде, периодически переносясь в дом отдыха. Практически не меняя текста и структуры пьесы, мы перенесли действие спектакля в молодежный клуб. Персонаж судьи мы убрали совсем, а его тексты раздали всем участникам спектакля и у нас получилось подобие современного телевизионного ток-шоу, когда все судят всех, залезают в душу, считая, что могут другого научить, как надо жить, в то время как у самого, порой, не все в порядке. Получилась жесткая молодежная драма с очень пронзительным финалом.

Мы, конечно, с волнением ждали зрительской реакции, как публика воспримет этот спектакль, не испугает ли взрослого зрителя агрессивность среды, в которую помещено действие, жесткая клубная музыка, и вообще отступление от традиций. А молодой зритель, мы опасались, может не понять всей глубины и драматизма происходящего. Но, кажется, мы попали в “десятку” и убили двух зайцев. Зрители очень тепло приняли нашу версию, и мы получаем самые приятные и лестные отзывы на этот спектакль. Вот такие три спектакля стали премьерами юбилейного сезона.

– Еще одним важным событием прошедшего сезона можно назвать гастроли театра…

– Да, мы, можно сказать, предприняли беспрецедентный шаг – без государственной поддержки, самостоятельно, отправились на гастроли – безо всякого финансирования, просто на свой страх и риск. Мы съездили в Ханты-Мансийский автономный округ и показали там спектакль по пьесам Чехова “Предложение” и “Медведь” в постановке Марины Корневой и уже упоминавшуюся пьесу “Как Лопшо человеком стал”. Спектакли прошли с аншлагами. Нам даже удалось немного заработать денег и вернуться с гастролей в плюсе. В результате мы получили приглашение еще раз приехать туда со спектаклями, и уже строим планы на начало ноября.

– “Nebolshoy театр” активно участвовал в праздновании 200-летия со дня рождения Ивана Гончарова.

– Да, буквально все наши творческие и административные силы были задействованы в целом ряде юбилейных мероприятий. Мы создали очень изящную историческую инсталляцию – воспроизвели день рождения 10-летнего Вани Гончарова, вдохнув жизнь в залы мемориального комплеса. В этом масштабном действе был задействован не только весь творческий состав нашего театра, но и были приглашены ведущие актеров других ульяновских театров.

– Готовитесь ли вы к Международному культурному конгрессу, который пройдет в Ульяновске в сентябре?

– Мы вошли в культурную программу конгресса. Гости гончаровского форума побывали на спектакле “ЧЕХОВ. С любовью…”, им очень понравилось, мы пригласили их на спектакль по рассказам Шукшина, и после этого было принято решение включить нас в программу конгресса – мы получили заказ на еще два спектакля в рамках сентябрьской культурной программы.

– Какие планы на новый театральный сезон?

– Планы грандиозные! Во- первых, сразу же после открытия 11 театрального сезона 10 сентября мы отправимся на очень престижный международный театральный форум “Театр . Чехов. Ялта”. На ялтинский фестиваль съедутся театры из восьми стран. “Nebolshoy театр” покажет на сцене легендарного театра имени А.П.Чехова спектакль “Человекообразные”.

20 октября состоится премьера спектакля “Комедия ошибок” по пьесе Шекспира /режиссер-постановщик Марина Корнева/. Судя по репетициям, за которыми я наблюдаю, должен получится интересный и интригующий спектакль. Режиссерская концепция предполагает и очень любопытное художественное решение. Буквально на следующий день после премьеры мы отправляемся в Якутию – театр получил приглашение на участие в фестивале “Сказки на земле Олонхо”. Экспертный совет этого фестиваля отбирает всего пять спектаклей со всей страны, и нам очень приятно, что мы вошли в эту пятерку. Что приятно, наш театр уже не первый раз получает высокие рейтинги. Дважды мы участвовали в фестивале “Арлекин”, это национальная премия в области театрального искусства для детей. Туда отбирают семь лучших спектаклей по стране, которые соревнуются в рамках одной номинации – “Лучший спектакль”.

Премию “Арлекин” мы пока не завоевали, но в 2007 году мы были номинированы на нее, а в 2010 году мы попали во внеконкурсную программу. В семерку лучших мы не вошли, но зато вошли в десятку, то есть, мы набрали очень высокий балл и нас пригласили во внеконкурсную программу. Всего за последние лет 8 мы приняли участие в полутора десятках фестивалей.

Все это, конечно, требует серьезной финансовой и административной поддержки, и я могу констатировать тот факт, что нынешний руководитель областного министерства искусства и культурной политики Татьяна Мурдасова с огромным вниманием относится к нашему театру, искренне радуясь нашим успехам и оказывая нам реальную помощь в решении самых насущных вопросов.

Вообще в Ульяновске власть более чем серьезно относится к проблемам культуры, и театра – в частности. Стараниями нашего губернатора Сергея Морозова творческий состав ульяновских театров получает вполне достойную зарплату, что безусловно не только дает возможность достойного уровня жизни, но и открывает для театра большие перспективы в плане формирования творческого состава. Кстати, в новом сезоне у нас большое пополнение. Мы приняли шесть молодых артистов, это выпускники самарской и ульяновской театральных школ, и у театра на них очень большие планы. Молодежь уже активно входит в репертуар, как в новый спектакль, так и в спектакли идущие.

Так что, как видите, мы полны творческих и физических сил, полны энергии, амбициозны и нацелены на новые творческие успехи.

Алексей Соколов (ИТАР-ТАСС, Ульяновск)

http://www.itar-tass.com/c49/508137.html