На недавнем саммите НАТО в Чикаго США и Пакистан Вашингтон так и не договорились о транзите сил и грузов Альянса через территорию Пакистана. И немудрено: Исламабад, несмотря на выделяемую Штатами финансовую помощь, требует по пять тысяч долларов за каждый грузовик, следующий в Афганистан. Еще недавно США платили 250 долларов за грузовик! Мы уже не говорим о том, что сотни, если не тысячи грузовиков союзников были сожжены по дороге в Афганистан из порта Карачи. Министр обороны США Леон Панетта, выступая 27 мая на телеканале ABC, обвинил Пакистан в вымогательстве за транзит грузов.

Притязания Пакистана заставили Вашингтон задуматься о том, чтобы грузы Альянса транспортировались через российский город Ульяновск, после того как военная миссия НАТО в Афганистане подойдет к концу.

Еще в феврале, газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в МИД России, сообщила, что переговоры об использовании российского транспортного узла начались полтора года назад, как только Пакистан закрыл границу с Афганистаном. Это случилось после того, как военные США по ошибке убили около 20 пакистанских солдат.

Ульяновск был выбран не случайно. Родина Ленина расположена в 500 км к юго-востоку от Москвы и обладает прекрасным транспортным потенциалом: это крупный железнодорожный центр, рядом с ним расположен аэродром с одной из самых длинных в мире взлетно-посадочных полос, которую некогда должны были использовать в качестве альтернативного места посадки советских космических «челноков».

Военнослужащие НАТО могут долететь туда напрямую из Афганистана, а затем отправиться дальше на Запад. Грузы пойдут по железной дороге. Силам НАТО, включая технику и солдат, согласно договору о транзите от 2011 года, разрешено перемещаться через территорию России, однако не задерживаясь в стране. Если новое соглашение будет подписано, то впервые в новейшей истории российский город станет транспортным центром для войск западных держав.

Несмотря на протесты коммунистов и националистов по поводу нахождения сил НАТО на территории России, Кремль выступил в поддержку этого договора.

В апреле тогдашний премьер-министр Владимир Путин положительно оценил то, как НАТО влияет на стабильность в центральноазиатском регионе, и отметил, что помощь в выводе войск Альянса из Афганистана – в интересах России.

Тарифы за транзит уже приносят около 1 млрд долларов в год транспортным компаниям. Операция НАТО по переброске военных и техники через Ульяновск может позволить заработать до миллиарда долларов местным авиаперевозчикам и 250 млн. долларов Российским железным дорогам.

С геополитической точки зрения Россия стремиться к укреплению своего влияния в отношениях с Вашингтоном, пытаясь подчеркнуть свой вклад в операцию в Афганистане. Не менее важно, и то, что Россия, скорее всего, будет нуждаться в помощи Вашингтона в недалеком будущем, когда после вывода иностранных войск Афганистан неизбежно столкнется с растущей экстремистской угрозой в регионе. Неконтролируемый поток экстремистов может хлынуть через границы в Центральную Азию и на Северный Кавказ, что может привести к очень опасным для России последствиям.

Для Вашингтона наиболее актуальной региональной задачей сейчас является обеспечение безопасного вывода 129 тыс военных и гражданского персонала, а также транспортировка оборудования стоимостью 49 млрд. долларов обратно в США. При этом, отношения с Россией менее проблематичны, чем с нестабильным Пакистаном или, скажем, с непредсказуемым Узбекистаном.

Помощь России в афганском эндшпиле была бы полезна, однако не следует рассматривать ее как услугу или великодушный поступок Кремля. Необходимо осознавать, что оба государства крайне обеспокоены угрозой экстремизма и должны работать вместе.

Ариэль Коэн, ведущий эксперт Фонда «Наследие» по проблемам России, Евразии и международной энергетической политики.

http://blogs.voanews.com/russian/us-russia/tag/ульяновск/