Ульяновский блоггер Денис Коркодинов, в недавнем прошлом обвиняющий компанию «Яндекс» в недостоверной рекламе, намерен обратиться в УФАС РФ по Ульяновской области с заявлением против телефонной рекламы.

Как пояснил Коркодинов: «В настоящее время, благодаря развитию современных Интернет-технологий и мобильной связи, реклама обрела новые формы. Одним из наиболее распространенных и популярных видов рекламного маркетинга, который начал развиваться с появлением технологии SMS в 2000 году, является мобильный маркетинг.

Значительным преимуществом данного вида рекламы служит то, что короткие SMS-сообщения всегда прочитываются абонентом. Другим несомненным преимуществом мобильного маркетинга является двухсторонняя связь с рекламодателем и потенциальным клиентом, чего мы не можем наблюдать в обычных средствах массовой информации. Не менее важное преимущество заключается в том, что SMS-сообщение человек сможет прочитать в любое удобное ему время и сможет вернуться к нему столько раз, сколько ему это будет необходимо.

В Ульяновской области, как и повсеместно в России, – продолжил блоггер, – описываемый вид рекламного маркетинга развит значительно. Так, примерно 87% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по состоянию на 2012 год, используют телефонную рассылку рекламных сообщений в качестве одного из основных инструментов продвижения своих товаров (услуг). Часто согласие абонента сотовой связи на получение рекламных сообщений третьих лиц не всегда служит начальным этапом рекламной коммуникации, что ставит данный вид рекламы в разряд несанкционируемой и ненадлежащей», – заключил Денис Коркодинов.

Согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Таким образом, рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

При этом в ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата, и именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказывать, что такое согласие было дано. Обязанность по получению согласия абонента и по подтверждению наличия соответствующего согласия лежит на рекламораспространителе. При этом рекламораспространителем выступает лицо, которое совершило определённые действия по доведению рекламы до потребителя.

Рекламораспространитель обязан прекратить распространение рекламы в адрес абонента незамедлительно после обращения к рекламораспространителю данного абонента с таким требованием.

В нормативной совокупности с п. 2 Письма ФАС РФ от 19.05.2006 года №АК/7654 «Об особенностях отдельных способов распространения рекламы» ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» запрещает рекламораспространителю отправлять рекламные сообщения посредством SMS-рассылки без предварительного согласия и уведомления абонента.

К примеру, в период с 13.05.2011 по 13.10.2012 гг. абонентом Коркодиновым Д. П. без его предварительного согласия и уведомления были получены посредством SMS-рассылки рекламные сообщения преимущественно от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки (такси), реализацию цифровой техники (мобильные телефоны), а также реализацию банковских услуг, услуг связи и т. п.

Так, 13.05.2011 г. с телефонного номера 232232 Коркодиновым Д. П. было получено сообщение: «Пожалуй, только геев не обслуживаем… Такси 232-232», 08.06.2011 г. с телефонного номера 230230 – «Наши люди в булочную на такси ЕЗДЯТ 🙂 230230», 20.03.2012 г. с телефонного номера 737373 – «Самые приятные тарифы. Поездка от 70 руб! Такси 73-73-73», а 06.06.2012 г. с того же телефонного номера – «Такси 73-73-73 автомобили с кондиционером»; 28.05.2012 г. абонентом Ul Info прислано сообщение «Таксисты Ульяновска переходят на единый номер 230-230», 13.10.2012 г. абонентом Nokia – «Вы не забыли о нашей уникальной акции? Купите Nokia Lumia и выберите подарок на свой вкус».

При этом представленные абоненты безосновательно отказываются исключить номер телефона Коркодинова Д. П. с базы массовой рассылки рекламных сообщений, систематически продолжают реализацию навязчивой рекламы против желания блоггера.

Таким образом, нежелательная реклама создаёт нетерпимую для ульяновского правозащитника ситуацию, когда он вынужден обременяться бесчисленными SMS-сообщениями рекламного содержания (спамом) с целью донесения до него ненужной ему рекламы, что существенно нарушает его права как абонента сотовой связи и потребителя.

Вопрос о том, каким образом телефонные номера Коркодинова Д. П. попали в базу данных представленных «недобросовестных» абонентов остаётся открытым. Из пояснений самого блоггера следует, что его телефонные номера могли попасть в базу данных различным способом.

Во-первых, компании могли воспользоваться базами данных операторов сотовой связи, с которыми блоггер состоит в договорных отношениях, но тогда это нарушение ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», запрещающей операторам и иным лицам, получившим доступ к персональным данным, раскрывать третьим лицам и распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных.

Во-вторых, телефонные номера блоггера могли попасть в базу данных нерадивых рекламораспространителей с помощью случайной выборки, и SMS-сообщения могли отправляться с помощью специальной системы автоматической рассылки. Причём сами рекламнораспространители могли и не знать, какие именно номера телефонов содержатся в их базе.

Тем не менее, в таком случае следует учитывать требования ч. 2 ст. 18 упомянутого ФЗ «О рекламе», запрещающей использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

В УФАС РФ по Ульяновской области Денис Коркодинов намерен добиться запрета обусловленным рекламодателям использовать телефонную рекламу без согласия абонентов.

По словам Дениса Коркодинова, это не единственное требование, которое он намерен заявить в проверяющий орган Ульяновской области. В настоящее время готовится, помимо прочего, обращение против звуковой уличной рекламы, шум и навязчивый эффект которой докучает многим жителям нашего города.
http://korkodinov.livejournal.com/100264.html

Читайте также:
Ульяновскому блоггеру «Яндекс» оказался не по зубам
Яндекс могут засудить за фразу «Найдётся всё»