Маркировка воды в России может начаться через три месяца, с мая 2021 года. Об этом говорится в дорожной карте, разработанной национальным оператором маркировки ЦРПТ при участии бизнеса и направлена в Минпромторг. Введение идентификации будет постепенным и продлится до 2024 года — это позволит сделать переход к новым правилам работы максимально комфортным. В ЦРПТ отметили успешность эксперимента по маркировке воды, в ходе которого уже выдано более 492 тыс. кодов. Представители бизнеса оценивают его по-разному, а вот специалисты Минфина и эксперты считают, что идентификация поможет избавиться от контрафактной продукции.
С 1 мая начнется этап регистрации производителей и импортеров в системе, а также подготовка к ее внедрению. С 1 сентября в обязательном порядке стартует идентификация минеральной воды, а с 1 декабря — любой другой. Однако полностью учет заработает лишь к 2024 году.
Эксперимент по маркировке воды стартовал в России с 1 апреля 2020-го и должен завершиться до 1 марта этого года. Участие в нем было добровольным.
— В системе маркировки «Честный знак» уже зарегистрировано 2426 компаний отрасли, в том числе 195 производителей и импортеров воды. Это компании из разных регионов — Москвы, Карелии, Кузбасса, Новгородской области и других. В ходе пилотного проекта выдано более 492 тыс. кодов маркировки, успешно протестирована вся цепочка движения продукции до продажи в магазинах, — подчеркнул замгендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов.
По его словам, найдены технические решения для нанесения кодов почти на все виды упаковки, включая крышки, этикетки и т.п., а также решение для их печати не на производстве, а заранее, в типографиях. Как считают в ЦРПТ, это позволит не устанавливать на линию печатающее оборудование и снизит затраты в разы.
В Совете Федерации считают, что маркировку можно запускать. По поручению спикера Валентины Матвиенко в сенате была создана специальная рабочая группа по противодействию незаконному обороту упакованной питьевой и минеральной воды.
Вице-президент международной ассоциации «Антиконтрафакт» Байсолт Хамзатов считает, что вода — один из самых подделываемых товаров, так как пользуется большим спросом у населения.
— Это еще хорошо, если подделку нальют из под крана, а могут ведь и с какого-нибудь водозабора. В прошлом году в Ростовской области был сильный скандал, когда был закрыт целый завод по производству питьевой воды. В ее составе обнаружили бактерии и химические элементы, — отметил эксперт.
По его мнению, с маркировкой таких инцидентов не будет. Эти надежды разделяют и в научно-исследовательском институте Минфина, который в декабре прошлого года подготовил специальное исследование. Его результаты имеются в распоряжении «Известий». В нем говорится, что доля незаконного оборота на рынке воды сегодня составляет 32,4%. После запуска маркировки он нивелируется, и в итоге возрастет потребление качественного товара, а бизнес за счет этого получит прибыль — в 12,7 млрд рублей.
Напомним, что еще с 1 декабря 2019 года некоторые товары в российских магазинах должны обозначаться средствами идентификации для противодействия незаконному ввозу и обороту. По распоряжению правительства РФ, в списке обязательных к цифровой маркировке товаров оказались предметы одежды — пальто, куртки и блузки, а также постельное, столовое, туалетное и кухонное белье. Кроме того, обязана маркироваться парфюмерия, шины, покрышки и фотокамеры за исключением кинокамер. Шины будут обозначаться кодом DataMatrix на этикетке и RFID-меткой как дополнительным средством. Цель маркировки товаров, в том числе продуктов питания, табачных изделий и лекарств, — борьба с фальсификатом.
С 20 января 2021 года в России стартовала маркировка молочной продукции в добровольном режиме. «C этого дня любая компания может перейти к полномасштабной маркировке всей своей продукции», — поясняли ранее ЦРПТ.
Обязательная маркировка молочной продукции будет вводиться в несколько этапов. С 1 июня 2021 года вступят в силу требования по обязательной маркировке в отношении сыров и мороженого, с 1 сентября — молочной продукции со сроком годности более 40 суток и с 1 декабря — продукции со сроком годности 40 суток и менее.
Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), 50% в котором принадлежит Алишеру Усманову, был выбран правительством в качестве единого оператора системы маркировки.