К такому выводу подталкивает ситуация с получением Роскосмосом разрешения на строительство нескольких измерительных станций системы ГЛОНАСС на американской территории.
Российская Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) является аналогом американской Системы глобального позиционирования (GPS) и позволяет определять местоположение и скорость движения сухопутных, морских и воздушных объектов с точностью до метра.
Как пишет The New York Times, ЦРУ и Пентагон пытаются убедить госдепартамент США не выдавать такое разрешение. Американские военные и представители спецслужб аргументируют свою позицию тем, что если госдеп согласится с размещением станций ГЛОНАСС, то Россия получит «плацдарм на американской территории, который значительно увеличит точность российских управляемых ракет».
Кроме того, они считают, что станции могут быть использованы «для разведдеятельности непосредственно с территории США». В настоящее время, пишет NYT, Белый дом отсрочил принятие окончательного решения по вопросу размещения станций, пока Россия не предоставит дополнительные данные, а американские службы не придут к общей позиции.
А вот РИА «Новости» приводит высказывание по данному поводу члена палаты представителей американского конгресса Майка Роджерса: «Я хотел бы понять, почему США должны быть заинтересованы в поощрении такого конкурента GPS, как российская система ГЛОНАСС, когда использование GPS во всем мире является очевидным преимуществом для США во многих отношениях».
Интересно здесь то, что Россия хочет получить разрешение на строительство 8 станций системы ГЛОНАСС на территории США. Вашингтон второй год пребывает в размышлениях (Роскосмос обратился с указанной просьбой еще в 2012 г.). Но при этом на территории России уже давно действуют 19 станций американской системы GPS.
Зачем России, развивающей систему ГЛОНАСС, поощрять американского конкурента и держать станции GPS на своей территории? Американскому конгрессмену подобный вопрос, конечно, в голову не пришел. Как и следующее: партнерство должно быть взаимным. Если Россия позволила разместить станции системы GPS у себя, то вправе рассчитывать на аналогичный жест со стороны Соединенных Штатов.
Ну да о двойных стандартах США учебники писать можно. Но главное здесь даже не это.
Если США подозревают, что Москва может использовать станции системы ГЛОНАСС на американской территории в качестве «плацдарма», позволяющего увеличить точность российских ракет, а также для ведения шпионской деятельности, то логично будет предположить (т. с. согласно принципа «каждый судит по себе»), что сама Америка использует свои станции GPS, размещенные на территории России, для указанных целей. Не та ли это ситуация, когда, как у нас говорят, на воре шапка горит?
Может, российскому военно-политическому руководству следовало бы задуматься в русле логики, заявленной ЦРУ и Пентагоном? А то и сразу попросить «американских партнеров» с вещами на выход — от российской территории подальше?
Но, конечно, если бы Москва так поступила, то и Вашингтон и его подпевалы из «демократического сообщества» не преминули бы обвинить Кремль и в «шпиономании», и в «нагнетании антиамериканизма», и в прочем «мышлении стереотипами времен «холодной войны».
Для справки
Современные системы глобального позиционирования (в том числе GPS) построены таким образом, что нуждаются для повышения точности в применении наземных станций (кроме обязательной группировки спутников). Такие станции передают специальные поправки, позволяющие увеличить точность определения координат на порядок — до сантиметров! Это чрезвычайно важно не только для военных целей, но и для гражданской геодезии, картографии, геологии и т. д. Поэтому корректирующие станции GPS работают не только в США, но и во многих других странах — Канаде, Японии, КНР, Индии и т. д.
В Украине, кстати, расположено 12 GPS-станций, которые принадлежат Украинскому центру определения параметров вращения Земли (открыт в 1998 г. при Главной астрономической обсерватории НАНУ и ныне является частью Государственной геодезической сети Украины). Станции подключены также к системе нескольких международных служб, объединяющих подобные сервисы. Конечно, можно утверждать, что наличие таких станций теоретически позволит американским ракетам поражать цели и на территории Украины с большей точностью — на деле же речь идет о важнейшем элементе, обеспечивающем точность навигации, безопасность полетов и многие другие необходимые государственные нужды.
А вот вопрос о том, как конкурируют различные системы спутниковой навигации (а их в настоящее время в мире уже 6, и число это будет расти) в борьбе за «рынок» наземных станций — действительно важная, сложная и многокомпонентная проблема. Будет ли Украина участвовать в размещении станций ГЛОНАСС? Читайте в ближайших номерах «2000».
Источник