Не успели первокурсники занять места в аудиториях вузов, как их опять посчитали и проранжировали. На этот раз чиновники и эксперты решили посмотреть, каких “по качеству” абитуриентов смогли набрать российские высшие учебные заведения.

Этим летом бюджетные места вузов заняли 491 тысяча первокурсников. В основном выпускники школ этого года. Кампания сдачи ЕГЭ, как известно, прошла с многочисленными скандалами. Когда Рособрнадзор объявлял результаты по каждому предмету, складывалось ощущение, что или все школьники резко поумнели, или поголовно списали правильные ответы: результаты сдачи неизменно оказывались на несколько баллов выше прошлогодних. Из-за этого все ждали, что в ходе приема в вузы состоится “битва титанов”: народ будет соревноваться не реальными знаниями, а хитростью и ловкостью – кто сколько дополнительных баллов смог себе приписать. И проходные пороги вырастут как минимум на 10 – 15 баллов.

– Средний результат, набранный выпускниками на ЕГЭ, увеличился по сравнению с прошлогодним на 3,5 балла, – скрупулезно подсчитал ректор Высшей школы экономики, председатель комиссии по образованию Общественной палаты России Ярослав Кузьминов. – Причин тут три: во-первых, содержание заданий постоянно слегка меняется, поэтому сравнивать оценки одного года с другим не совсем корректно. Школьники освоили тестовую форму проверки знаний, привыкли к ней, у них повысилась техника выполнения экзаменационной работы. И, наконец, ученики стали лучше учиться, а педагоги лучше готовить их к экзаменам. Нечистоплотные методы повышения результатов тоже были. Но их вклад в общий рост оценок – 1 балл. А 2,5 балла принесла именно улучшившаяся подготовка.

Почти половина из 25 вузов с максимальным баллом ЕГЭ у зачисленных абитуриентов – медицинские

Обычно ведущие вузы в начале учебного года проводят с первокурсниками свое собственное тестирование, чтобы понять, кто из них чего стоит. Но главный показатель – первая сессия. Ректоры в очередной раз грозят: кто не сдаст – будет отчислен без сожалений. Такая практика жестких и честных внутренних экзаменов уже помогла в прошлые годы престижным университетам избавиться от части льготников, которым явно не по силам освоить программу, и ребят с купленными результатами ЕГЭ.

Но отчисление каждого студента-бюджетника сокращает ассигнования, которые получает вуз из бюджета. Если Финансовый университет, Высшая школа экономики, МГИМО или другие аншлаговые университеты могут не беспокоиться – у них ни одно свободное место долго пустовать не будет, то многие скромные вузы держатся за каждого своего студента, каким бы слабым или нечистоплотным он ни был.

– Российским университетам нужны сильные студенты, принимать абы кого ради выделенной квоты бюджетных мест не надо, – объяснил министр образования и науки России Дмитрий Ливанов. – Мы рекомендовали всем ректорам поднимать проходной балл, чтобы отсечь заведомо слабых абитуриентов. Многие это сделали и в результате не смогли полностью набрать первый курс. Ничего страшного, наказывать за это мы никого не будем.

Страсти по рейтингу

Чтобы разобраться с предпочтениями “племени молодого, незнакомого”, поступившего в вузы этим летом, специалисты ВШЭ провели очередной мониторинг качества приема в российские вузы. Эта работа выполняется уже несколько лет подряд. Прием по результатам Единого госэкзамена позволяет, хотя и с некоторыми оговорками, сравнивать между собой абитуриентов, выбравших те или иные вузы, и университеты, набравшие свой контингент студентов. Данные для мониторинга берутся с сайтов вузов – по закону каждый университет обязан на своем интернет-портале вывешивать все документы, связанные со вступительной кампанией. В том числе указывать результаты сдачи экзаменов абитуриентами.

– Рейтинг получился очень достоверный, мы его будем активно использовать в работе, в том числе при определении эффективности работы вузов, – оценил работу Дмитрий Ливанов. – Правда, есть важная оговорка – средний балл сдачи ЕГЭ по обществознанию выше, чем по физике, поэтому сравнивать между собой технические и гуманитарные вузы в одной таблице не совсем верно. А вот тех, кто готовит специалистов с похожими профессиями, вполне.

– У нас не рейтинг, а “мясо для рейтинга”, – поправил министра Кузьминов. – Мы просто провели мониторинг, заодно, кстати, проверили степень открытости вузов. В этом году требования закона об обнародовании нужных нам данных не выполнили только Якутская государственная сельхозакадемия и Саратовская государственная юридическая академия. Из-за этого они не попали в мониторинг. В прошлом году таких ушедших от статистики университетов было целых 11.

Чтобы превратить этот мониторинг в полноценный рейтинг вузов, нужны еще два исследования. Судить о работе университета можно по трем составляющим: качество студентов, уровень преподавателей и успешность выпускников. Так или иначе, оценивать преподавателей пытаются уже сейчас. А за выпускников исследователи “Вышки” собираются взяться на будущий год. У них есть предварительные договоренности с Федеральной налоговой службой, что фискальные власти помогут собрать статистику зарплат тех, кто завершил обучение в вузе за предыдущие пять лет. Естественно, не раскрывая конфиденциальных личных данных. Чьи выпускники больше заработали – тот университет дал лучшее образование. Меркантильно, зато честно.

Но пока речь идет только о том, кто пошел учиться, какие вузы и специальности выбрали вчерашние школьники.

Что бросается в глаза? Из 25 университетов с максимальным баллом ЕГЭ у зачисленных абитуриентов 11 вузов – медицинские. При этом они собрали себе в основном отличников, а троечников в лекаря не пустили совсем – поступить в медицинский со средним баллом ЕГЭ меньше 70 было просто невозможно.

А вот у педагогов ситуация не такая радужная. У будущих учителей, как и везде, подросли конкурсные баллы. И десять процентов лучших педвузов смогли набрать только “отличников” – средний балл ЕГЭ больше 70. В прошлом году таких не было вовсе. Но подавляющее большинство – 82 процента – педвузов довольствовались “хорошистами”, а остальные приняли абитуриентов с самыми минимальными баллами.

При этом по данным исследований “Социального мониторинга”, у педагогов самый низкий средний балл зачисленных на бюджетные места – 65,2 балла, но при этом самый большой набор – 25,5 тысячи человек. Для сравнения: у медиков на первый курс поступили 22,2 тысячи абитуриентов со средним ЕГЭ 80,2 балла, на экономических факультетах к обучению приступили 11,3 тысячи парней и девушек со средним результатом на Едином – 75,3. Так что образование у нас по-прежнему выбирают по остаточному принципу.

– Минобрнауки изменило распределение бюджетных мест между направлениями подготовки, однако это никак не повлияло на то, какие абитуриенты пришли поступать учиться на ту или иную специальность, – подвел итог мониторинга Ярослав Кузьминов. – Ребята заранее выбирают себе профессию и вуз, а потом туда отправляют свои заявления и надеются поступить. Менять себе направление, чтобы проще было во время вступительной кампании, никто не торопится. Наверное, это неплохо.

Олимпийские студенты

У 22 603 выпускников школ в этом году были льготы при поступлении, заработанные на олимпиадах, проводимых под эгидой Российского союза ректоров (РСР).

Эти интеллектуальные соревнования проводятся для выпускников в течение учебного года. Лучшие по их результатам могут быть зачислены вне конкурса или обменять свой сертификат на оценку “100 баллов ЕГЭ” по профильному предмету. Олимпиады под эгидой РСР проходят параллельно с Всероссийской олимпиадой школьников. Победители и призеры заключительного (всероссийского) этапа этого состязания талантливых и находчивых поступают в профильный вуз без сдачи экзаменов.

Больше всего среди победителей олимпиад РСР выпускников школ Центрального федерального округа (47 процентов), Приволжского (17 процентов) и Сибирского (13 процентов). Ученики только одной московской школы N 57 за год собрали 412 чемпионских дипломов.

– Треть победителей и призеров наших олимпиад живут и учатся в селах или малых городах, – рассказала генеральный секретарь РСР Ольга Каширина. – Успехи столичных детей понятны, но нам очень важно, чтобы способные ребята с периферии с помощью наших олимпиад могли поступать в лучшие университеты.

Самой успешной в олимпиадах РСР сельской школой стал лицей-интернат N 7 из села Пестрецы Татарстана – там подготовили 16 дипломантов. Хорошо учат в селе Новиковки Томской области и селе Петропавловка Бурятии – ученики из этих населенных пунктов завоевали 13 и 12 чемпионских дипломов.

Портфолио откладывается

Выпускники 2014 года и их родители могут вздохнуть с облегчением – правила поступления в вузы для них останутся такими же, как были этим летом. Введение обещанного портфолио с внеучебными достижениями и конкурса среднего балла аттестата отложено до 2015 года.

– У нас есть правило – обо всех новшествах предстоящих выпускной и вступительной кампаний сообщать до начала учебного года, – заверил министр образования и науки России Дмитрий Ливанов. – Механизм подсчета и учета среднего балла и портфолио пока еще не проработан до конца, так что следующим летом при поступлении в вузы эти параметры учитываться не будут. Планируем их ввести с 2015 года.

Несмотря на массированную критику, обрушившуюся на систему ЕГЭ этим летом, никаких глобальных изменений в Едином минобрнауки не планирует. Руководитель ведомства пообещал лишь усилить информационную безопасность экзамена, чтобы исключить саму возможность “слива” заданий до начала испытания. Кроме того, в ближайших планах открыть банк заданий по всем предметам.

– Нас беспокоит, что на технические специальности зачастую идут люди, плохо знающие физику и математику, – справедливо заметил министр. – Надо будет создать некие меры поддержки для студентов-технарей. Министерство обороны платит тем, кто учится на нужных оборонным предприятиям специальностях, повышенную стипендию, покупает проездные. Может быть, нам тоже надо придумать что-то похожее для всех остальных инженеров?
Источник