Олимпийские стройки будут выполнены в срок. Но из выданных на Олимпиаду 220 млрд рублей кредитов вернуть удастся меньше четверти, признали во Внешэкономбанке. Восемь из 19 олимпийских проектов убыточны. Вернуть деньги без помощи государства не получится, подтверждают инвесторы. ВЭБ тоже рассчитывает на бюджетные деньги, но в ситуации с прогнозным бюджетным дефицитом надежды могут не оправдаться.
Восемь из 19 олимпийских проектов, получивших финансирование ВЭБа, признаны расчетно убыточными, сообщил в интервью «Газете.Ru» председатель правления банка развития Владимир Дмитриев.
«Это значит, что у нас большие сомнения относительно исполнения обязательств заемщиков по этим кредитам», — объяснил глава ВЭБа.
По завершении Олимпиады целый ряд проектов не окупится, констатировал Дмитриев.
На олимпийские проекты ВЭБ уже выделил 110 млрд рублей, к концу года сумма вырастет вдвое, до 220 млрд рублей.
При этом на потенциально неокупаемые 8 проектов к 2014 году будет выдано кредитов на сумму 170 млрд рублей, сказал предправления ВЭБа.
«Это серьезная доля рисковых проектов, в которых есть просчеты инвесторов и заемщиков», — заявил Дмитриев.
Туманные сроки окупаемости олимпийских проектов давно беспокоят госкорпорацию. Из-за риска невозвратности кредитов ВЭБ на время даже заморозил финансирование некоторых из них, сообщали СМИ в апреле прошлого года.
«По целому ряду проектов бюджеты выросли в два, а то и более раз, причем при сохранении того количества объектов, которые генерируют доход и обеспечивают возвратность кредита», — объяснил свою обеспокоенность «Газете.Ru» Дмитриев.
Но, так как недостаток денег поставил под вопрос сдачу объектов в срок, финансирование пришлось возобновить.
При этом по ряду проектов оценить риски вообще невозможно: по ним не была предоставлена какая-либо документация.
«Получается, мы кредитуем «с колес» при наличии проблем, которые «в мирное время» служили бы серьезным основанием для объявления дефолта по проектам», — жаловался Дмитриев.
Крупнейшие получатели кредитов ВЭБа на олимпийскую стройку – структуры Олега Дерипаски, «Интеррос» Владимира Потанина, «Газпром» и «Красная поляна» Сбербанка.
Инвестиции в строительство курорта «Роза Хутор» составляют около 69 млрд рублей, из которых 55,7 млрд рублей — заемные средства ВЭБа, сообщил «Газете.Ru» представитель «Интерроса».
Реконструкция сочинского аэропорта, строительство Олимпийской деревни и возведение Имеретинского порта — перечислили в пресс-службе «Базового элемента» объекты своего олимпийского строительства, отказавшись уточнить объем кредитных средств ВЭБа. Общий объем кредитных средств госкорпорации по перечисленным объектам, согласно данным СМИ, около 29,4 млрд рублей.
Объемы финансирования спортивно-туристического комплекса «Горная карусель», который строит подконтрольная Сбербанку ОАО «Красная Поляна», в госбанке раскрывать не стали; по информации же из открытых источников, кредит ВЭБа составил 14,6 млрд рублей.
Еще один крупный получатель кредитных денег ВЭБа – «Газпром», который построил и запустил Адлерскую ТЭС. Известный объем привлеченного от госкорпорации финансирования – 19,45 млрд рублей.
«Итера Спортстрой», «Топ-проджект» (входит в группу «Ренова») и «ИнтерРАО» также назывались в числе «олимпийских» заемщиков ВЭБа. «В строительство (офисного центра — «Газета.Ru») было вложено около 4 млрд рублей, большая часть из которых – кредитные средства ВЭБ. На настоящий момент сублимит кредитной линии на проект выбран полностью», — сообщили в пресс-службе ГК «Итера».
В настоящее время у «Интер РАО» один олимпийский объект – строительство Джубгинской ТЭС, ВЭБ в нём не задействован, сообщили в пресс-службе энергохолдинга. Кредитная линия ВЭБа на 2,2 млрд рублей привлекалась на строительство второй очереди Сочинской ТЭС, но на данный момент кредит погашен, заверил представитель «Интер РАО». В «Ренове» на запрос не ответили.
Из опрошенных «Газетой.Ru» действующих заемщиков ВЭБа абсолютную уверенность в возврате средств ВЭБа выразил лишь представитель «Газпрома». При этом в отвечающем за Адлерскую ТЭС «Газпром энергохолдинге» сообщили, что тариф на теплоэнергию, отпускаемую станцией, пока не установлен, и тепло подается бесплатно.
В пресс-службе «Роза Хутор» сообщили, что рассчитывают на налоговые льготы. «В противном случае курорт не будет операционно самодостаточным», — признал представитель компании. Причем проблемы могут возникнуть как с погашением тела кредита, так и процентов по нему.
«На момент окончания Олимпиады накопленная сумма процентов достигнет 17 млрд рублей, — сказал генеральный директор «Роза Хутора» Сергей Бачин. – Поэтому мы также предложили рассмотреть возможность либо реструктуризации суммы, накопленной по процентам, либо ее субсидирования».
Практически все проекты по строительству олимпийских объектов могут не окупиться, если государство не примет соответствующие меры, согласен заместитель генерального директора «Базового элемента» Андрей Елинсон.
«Все инвесторы олимпийских объектов понимали, что выполняют важную государственную задачу», — говорит он, добавляя, что благотворительностью тем не менее никто заниматься не готов.
После проведения Олимпийских игр с 1 апреля 2014 года помещения офисного центра предполагается сдать в аренду, что обеспечит погашение кредита, поделился планами представитель ГК «Итера». При этом он отметил, что все вопросы, касающиеся дальнейшего использования объекта, находятся в стадии обсуждения.
«Не следует забывать, что по олимпийским стройкам у нас есть поручительство «Олимпстроя», — сохранял оптимизм глава ВЭБа. По сути дела, бюджет берет на себя риски, которые возникают по проектам, пояснил он «Газете.Ru».
В самом «Олимпстрое» от комментариев предпочли отказаться, сказав, что в ВЭБе «лучше знают».
В конце мая министр финансов Антон Силуанов констатировал возможный рост бюджетного дефицита в 2014 году до 0,6% ВВП и необходимое сокращение плана по доходам на 664 млрд рублей. Возврат средств по госгарантиям «Олимпстроя» в бюджете не запланирован.