14 июня в здании Симбирского епархиального управления состоялось подписание соглашений о сотрудничестве между Комитетом Ульяновской области по культурному наследию и самыми крупными религиозными организациями региона – Симбирской епархией Русской Православной Церкви и Региональным духовным управлением мусульман Ульяновской области.

Соглашения были подписаны: со стороны Симбирской епархии – митрополитом Симбирским и Новоспасским Проклом, со стороны Комитета – его председателем Шарпудином Хаутиевым, со стороны управления мусульман – муфтием Савбяном-хазратом Сулеймановым.

Подписание соглашений означает то, что сотрудничество сторон выходит на качественно иной уровень и позволит проводить скоординированную работу по восстановлению объектов исторического и культурного наследия, расположенных на территории региона. Данная работа подразумевает обмен информацией, проведение совместных мероприятий по изучению состояния памятников, сбору средств по их восстановлению. На данный момент на сайте комитета по адресу: http://nasledie73.ulgov.ru/28/862/ уже размещен список восстанавливаемых объектов с указанием реквизитов религиозных общин.

Религиозные памятники в Ульяновске будут сохранять сообща Религиозные памятники в Ульяновске будут сохранять сообща Религиозные памятники в Ульяновске будут сохранять сообща Религиозные памятники в Ульяновске будут сохранять сообща Религиозные памятники в Ульяновске будут сохранять сообща Религиозные памятники в Ульяновске будут сохранять сообща

Памятники религиозной культуры

Во время подписания соглашений состоялось обсуждение вопросов восстановления объектов религиозного назначения, имеющих статус памятников культуры, в отношении которых сейчас проводятся восстановительные работы. Как отметил митрополит Прокл, «после подписания соглашения мы должны прилагать все усилия, чтобы воплотить благие намерения в жизнь. И если в результате религиозным общинам будет оказана помощь для восстановления того, что было варварским образом разрушено в прошлом столетии, мы с благодарностью будем молиться за тех, кто внесет свою посильную лепту в восстановление былого благолепия нашего края».
Источник

Восстанавливается храм Иоанна Дамаскина, с. Подкуровка

Восстанавливается храм Иоанна Дамаскина, с. Подкуровка

В селе Подкуровка Тереньгульского района Ульяновской области жителями и Местной религиозной организацией православного прихода восстанавливается храм Иоанна Дамаскина.

«Церковь Иоанна Дамаскина (православный приходской однопрестольный храм)» является выявленным объектом культурного наследия.

Церковь Святого Иоанна Дамаскина построена в 1830 г. на средства помещика Ивана Федоровича Похвиснева. В 1857 г., в память избавления от холеры, из Москвы привезена особо чтимая икона Иверской Божией Матери, которая сохранилась до настоящего времени и находится у прихожан, “дожидается” открытия храма.

В селе Кротково Сенгилеевского района восстанавливается храм Святителя Чудотворца Николая

В селе Кротково Сенгилеевского района восстанавливается храм Святителя Чудотворца Николая

Никольский храм построен в 1854 г. помещицей Екатериной Михайловной  Фатьяновой, в честь победы над армией Наполеона.

Место, где стоит храм, действительно считается святым, т.к. здесь  захоронены участники Отечественной войны 1812 года, а около паперти Никольского храма покоится прах помещика, генерала Андрея Васильевича Фатьянова.

С приходом советской власти храм разделил печальную судьбу тысячи церквей по всей России. В 1930 г. здание храма передано на баланс колхоза для хранения продовольственных продуктов.

В результате сильного пожара 1957 г. крыша с куполами полностью сгорели.

В 1958 г. крышу восстановили для размещения здесь склада.

В настоящее время храм находится в собственности Местной православной религиозной организации прихода Никольского храма села Кротково Сенгилеевского района Ульяновской области Симбирской и Мелекесской епархии Русской Православной Церкви. Комитетом Ульяновской области по культурному наследию совместно с коллегами из Управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры и архива Пензенской области была обнаружена и передана приходу копия фотографии, запечатлившей первоначальный внешний облик Никольского храма.

Восстановление храма в с. Тиинске

Приходской совет церкви Св. Николая Чудотворца в с. Тиинске Мелекесского района Ульяновской области, в лице председателя приходского совета В.В. Тимирбатова, просит оказать посильную помощь в деле восстановления сельского храма в честь Св. Николая Чудотворца, основанного в 1790 году и разрушенного в советское время.

Ремонт мечети в с. Татарский Сайман

Местная мусульманская религиозная организация «Махалля» «Башир» с. Татарский Сайман Николаевского района Ульяновской области Регионального Духовного Управления мусульман Ульяновской области (Ульяновский муфтият) в составе ЦДУМ России» обращается с просьбой оказать благотворительную помощь в финансировании ремонта крыши здания мечети –выявленного объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) «Мечеть (мусульманский храм)», 2-я пол. XIX в., расположенного по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, с. Татарский Сайман, ул. Советская, 49.

Восстанавливается храм в селе Елшанка

Прихожане села Елшанка Ульяновского района восстанавливают Церковь Казанской Божьей Матери, построенную в 1824-1827 годах на средства помещиков Топорниных, Елизаветы Петровны и Федора Степановича. Трехпрестольный храм во имя Казанской Божьей Матери, Николая Чудотворца и праведников Захария и Елизаветы представляет собой редкий для провинции зрелый образец культового здания эпохи позднего классицизма. Церковь является выявленным объектом культурного наследия (памятником истории и культуры).

Историей церкви интересовался известный ульяновский краевед Алексей Сытин: «Автором проекта, вероятнее всего, был один из провинциальных зодчих, возможно, симбирский губернский архитектор Михаил Матвеевич Рушко. Строительство каменной церкви в Нижней Елшанке (так в прошлом называлась южная часть села) велось на средства местных помещиков Топорниных. Топорнины – старинный симбирский дворянский род, представители которого с XVII века активно участвовали в освоении «порозжих» (незаселенных) земель Среднего Поволжья. В XIX столетии среди «симбирских Топорниных» выделялись особой многочисленностью и богатством потомки капитана Степана Егоровича Топорнина – того самого, что в 1790 году построил каменный Николаевский храм в родовом имении – селе Топорнино Сызранского уезда (ныне в Николаевском районе). Один из его сыновей, коллежский советник Федор Степанович Топорнин, в первой четверти XIX века стал владельцем бывшего имения дворян Суровцевых – села Елшанки на реке Гуще в Симбирском уезде. При Топорниных (упомянутом Федоре Степановиче, его жене Елизавете Петровне и их сыне Николае Федоровиче) в Елшанке появились новый господский дом, каменная церковь, суконная фабрика (действовала в 1840-1862 годах), конный завод, несколько мельниц и т.д. В 1875 году земли при Елшанке, так же как и многие другие имения в Симбирской, Пензенской, Самарской и Оренбургской губерниях, перешли по наследству к последней из «елшанских Топорниных» – Александре Николаевне Топорниной. Она вскоре вышла замуж за князя Ивана Михайловича Оболенского, после чего, уже как княгиня Оболенская, оставалась владелицей родового имения до 1918 года».

Елшанка – почти ровесница Симбирску, первое упоминание о селе восходит к 1678 году.

Его основателем и первым владельцем был дворянин Фаддей Григорьевич Суровцев, по фамилии которого оно сначала именовалось деревней Суровчихой, и только лет через сто за ним окончательно закрепилось другое название – Елшанка, по Елховому ключу, берущему начало среди зарослей ольхи на окраине села.

После Суровцевых раздробленные елшанские земли долго переходили из рук в руки. Даже само село оказалось поделенным на две части: Елшанку Нижнюю (Фроловское) и Верхнюю (Богородское). Так продолжалось до 1820-х годов, пока не объявился новый хозяин в лице дворян Топорниных. Топорнины – один из многочисленных провинциальных дворянских родов. В XVII веке они активно участвовали в освоении Симбирского края, основав немало новых сел и деревень. В последующие века строили в них на собственные средства величественные храмы и поражавшие роскошью усадьбы, открывали суконные фабрики и винокуренные заводы.

Так, Мирослав Васильевич Топорнин был среди первых симбирян, которые под предводительством Богдана Хитрово в 1648 году строили Симбирскую крепость. Никанор Степанович Топорнин в 1812 году командовал одним из пехотных полков Симбирского ополчения, а Елизавета Петровна Топорнина получила известность как одна из самых щедрых симбирских меценаток первой половины XIX века. Она с 1818 года являлась членом Симбирского общества Христианского Милосердия и за свои «богоугодные деяния» не раз получала благодарности от Святейшего Синода.В XIX столетии среди «симбирских» Топорниных выделялись особой многочисленностью и богатством потомки капитана Степана Егоровича Топорнина – того самого, что в 1790 году построил каменный Николаевский храм в родовом имении – селе Топорнино, что ныне в Николаевском районе. Один из его сыновей, коллежский советник Федор Степанович Топорнин стал новым полновластным владельцем Елшанки. При нем в южной части села появился новый, украшенный шестиколонным портиком господский дом (сейчас на его месте стоит типовой сельский магазин). Недалеко от него в 1824 году поднялась новая каменная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божьей Матери.

По своему архитектурному облику этот храм во многом походил на аналогичные сооружения, строившиеся в Симбирской губернии в ту эпоху. Особую выразительность придавала ему четырехъярусная колокольня, которая и сейчас, несмотря на значительные разрушения, производит впечатление своей монументальностью и редкой для провинциального зодчества пропорциональностью умело связанных воедино архитектурных деталей. Господский дом и расположенный рядом храм выстроены в одном стиле (возможно, в одно время и по проекту одного архитектора) и составляли единый архитектурный ансамбль, который можно отнести к наиболее интересным усадебным комплексам эпохи классицизма в нашем крае.

Многие годы храм был заброшенным и пребывает в руинированном состоянии. Прихожанерасчистили внутренние помещения храма, укрепили фундамент и восстановили две колонны. Продолжать работы без восстановления купола нет смысла: лишенный потолка, храм подвержен губительному воздействию природы. По предварительным оценкам на новый купол потребуется до 1 миллиона 700 тысяч рублей, а на реконструкцию всего храма – порядка 50 миллионов рублей. Жители Елшанки надеются на помощь ульяновских благотворителей.

Проводится ремонт Воскресенского храма, г. Ульяновск

Проводится ремонт Воскресенского храма, г. Ульяновск

Прихожане Воскресенского храма, расположенного в Ульяновске на старом кладбище по улице Карла Маркса, являющегося выявленным объектом культурного наследия, проводят сбор средств на ремонт храма.

Когда-то в Ульяновске было две церкви, посвященных Воскресению Христову. Но до нашего времени сохранилась только одна – на старом городском кладбище, что на улице Карла Маркса. Сегодня это один из самых древних храмов нашего города, который, словно драгоценная жемчужина, приковывает наши взоры и напоминает нам нашу историю.

История церкви

В середине XIX века городские власти решили выделить под кладбище то место, где сегодня стоит храм Воскресения Христова. Здесь построили часовню (сегодня она является северной частью храма) и начали продавать места на новом кладбище. На деньги, собранные от продажи этих мест, хотели построить церковь. Но денег на строительство не хватало. Возвести кладбищенскую церковь помогли благотворители. По одной версии, ими были симбирские купцы, по другой – корнет уланского полка. Но, в любом случае, здание было построено в 1914 году, на правом берегу реки Свияги, там, где она поворачивает на запад. Проектировал церковь губернский архитектор Федор Осипович Ливчак. Воскресенский храм на городском кладбище – его единственная культовая постройка, т.к. он практиковался исключительно на гражданских строениях.

Воскресенская церковь, сама по себе, оригинальна. Она абсолютно не копирует ни одну из церквей старого Симбирска. В плане церковь крестообразная, четырехапсидная с полукруглыми апсидами, раскрывающимися внутрь основного объема храма. Здание необычно тем, что его внутреннее пространство постепенно сужается – от основания к световому барабану. Алтарь храма смотрит на восток, а главный вход находится с западной стороны. С южной стороны переход соединяет главный храм с квадратным помещением крестильни.

По архитектурно-художественным особенностям церковь напоминает те храмы Древней Руси, которые были выстроены по византийскому образцу.

И вот без малого сто лет стоит эта красавица-церковь, одним своим видом устремляя наши души к Небу, к Богу.

О судьбе церкви в послереволюционный период известно очень немногое. Но это немногое велико и значимо не только для Ульяновска, но и для всей России.

В 1941 году в Ульяновск была эвакуирована Московская Патриархия. Поезд, на котором приехали митрополит Сергий (Старогородский), возглавлявший тогда Московскую Патриархию, и все священноначалие Русской Православной Церкви, подошел к Ульяновску 19 октября 1941 года в час ночи. День был воскресным, и уже через 8 часов прихожане Воскресенской церкви встречали высоких гостей. Очень интересны для нас воспоминания об этом протоиерея А.П.Смирнова: «Наше впечатление от храма и богомольцев было хорошее. Храм хотя и не особенно велик, но содержится, стараниями верующих, в порядке. Народ с нескрываемой радостью и приветливостью встретил высоких духовных гостей и выразил желание помочь нам устроиться на новом месте и сделать для Святителя и его свиты все, что только можно».

И именно в кладбищенской Воскресенской церкви совершил митрополит Сергий свое первое в Ульяновске служение – 26 октября 1941 года, ровно через неделю после приезда из Москвы. Это было соборное служение, в котором принимали участие все прибывшее в Ульяновск священноначалие: митрополит Киевский и Галицкий Николай, архиепископ Можайский Сергий, архиепископ Иоанн, управляющий делами Московской Патриархии и другие.

Московская Патриархия находилась в Ульяновске до сентября 1943 года, когда, после беседы митрополита Сергия со Сталиным, положение Православной Церкви в Советском Союзе и отношение к ней власти изменились. Возможно, поэтому и не был закрыт ульяновский храм Воскресения Христова, но об этом мы можем только догадываться.

Ремонтные работы в храме проводились около 20 лет назад. Сызранские художники заново написали все фрески. К 1000-летию Крещения Руси был заасфальтирован двор около церкви, а недавно были сделаны красивые входные ворота.

Кладбище церкви

Воскресенская церковь стоит на кладбище, ставшем теперь мемориальным. Первое произведенное здесь захоронение датируется 1874 годом. Места на этом кладбище, называвшимся тогда «новым», делились на четыре разряда. Лучшие, первой категории, стоили 25 рублей, второй – 10 рублей, третьей – 3 рубля и четвертой – были бесплатными. На этом кладбище похоронены известные деятели науки, искусства, участники гражданской и Отечественной войн. Но особо почитаемы и посещаемы могилы пастырей церковных – иереев, протоиереев, епископов.

В одной оградке покоятся архиепископ Иоанн (Братолюбов) и игуменья Екатерина.

Многие помнят, что архиепископ Иоанн одевался очень необычно: носил женскую одежду, юродствовал. Владыка почитал игуменью Екатерину, которая сопровождала его в странствиях, как человека поистине святой жизни. Рассказывают, что она редко выходила из своей кельи, была прозорлива и имела дар чудотворения. После ее смерти Владыка, в подражание подвигу святой блаженной Ксении Петербургской, стал носить одежду матушки Екатерины.

Вся жизнь блаженной Валентины Ивановны Комаровой тоже чудесным образом была связана с Воскресенской церковью. В 80-е годы 19-го века возле кладбищенского храма подвизался юродивый старец, который и предрек матери блаженной Валентины, что ее еще нерожденная дочь будет такой же, как он, т.е. такой же, как этот юродивый старец. Каждое утро блаженная Валентина приходила в Воскресенскую церковь, но вставала не в самой церкви, а на паперти. Она предсказала, что Патриарх и она сама умрут в один день. Так и случилось, и душа праведницы вознеслась к Отцу Небесному, которому она всю жизнь служила, а тело ее похоронили недалеко от стен кладбищенского храма.