Президентом РФ подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Напомним, что документ призван заменить действующий в настоящий момент Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, установив более прозрачный, удобный и эффективный порядок работы с государственными и муниципальными заказами.
Так, новый закон обязывает заказчиков составлять планы закупок (на срок действия акта о соответствующем бюджете) и ежегодные планы-графики закупок. Вводится нормирование – установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе их предельной цены.
Данные меры призваны исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров (услуг) категории “люкс”. При этом предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок на сумму более 1 млрд руб.
В соответствии с законом, помимо электронных и закрытых аукционов могут применяться различные виды конкурсов, а также запрос котировок (предложений) и закупки у единственного поставщика. Одновременно сохранена возможность заключить контракт с единственным поставщиком, в том случае, если конкурентные процедуры размещения заказа не состоялись (но при определенных ограничениях).
Кроме того, для борьбы с демпингом вводится обязанность участников конкурсов и аукционов предоставлять повышенное обеспечение, если предложенная ими цена опускается ниже стартовой на 25%.
Наряду с этим, предусмотрен предквалификационный отбор при проведении конкурса на поставку товаров (работ, услуг) высокосложного, инновационного или специализированного характера.
Также возможно заключение контрактов жизненного цикла (на закупку товара и его последующее обслуживание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию). Вводится банковское сопровождение контрактов – расчеты в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, будут отражаться на счетах, открытых в нем.
При осуществлении закупок предоставляются преимущества не только учреждениям УИС, организациям инвалидов, малому бизнесу, но и социально ориентированным некоммерческим организациям. При этом государственные заказчики обязаны отдавать приоритет инновационной продукции.
Еще одни новшеством является положение, согласно которому электронные площадки должны возвращать участникам аукционов не только внесенное ими обеспечение, но и полученный с него доход.
Помимо этого, для обеспечения прозрачности закупок создается единая общедоступная информационная система. В ней размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков, библиотека типовых контрактов, каталоги товаров (работ, услуг), результаты мониторинга и аудита закупок и многое другое.
Наконец, заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., должны сформировать специальные контрактные службы, остальные – назначить контрактного управляющего.
Также предусмотрены мониторинг закупок и аудит результатов исполнения контрактов и общественный контроль за закупками.
Закон вступает в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие.