Награждение победителей всероссийского конкурса врачей в очередной раз заставило гордо биться сердца сотен тысяч ульяновцев: заведующий отделением хирургии Ульяновской областной клинической больницы Ильдус Гумеров завоевал звание «Лучший хирург России»!
Он его именно «завоевал» – безусловным талантом и феноменальной работоспособностью, символически воплотившимися в статуэтке богини медицины Гигеи, полученной им 5 октября из рук министра здравоохранения России Вероники Скворцовой на сцене Кремлевского Дворца съездов.
Сам он считает, что это заслуга всего коллектива: «Главное, что получил признание наш многолетний тяжеленный труд хирургии». Об этом и о массе прочих вещей мы и поговорили с Гумеровым сразу по прилету его из Москвы.
– Ильдус Изахович, вы ведь давно работаете в областной больнице?
– Я здесь тридцать один год, разменял четвертый десяток. Никогда у меня даже мысли не появлялось сменить место работы. Во-первых, здесь я встретил массу прекрасных людей, моих учителей. Плюс к этому коллектив всегда был просто потрясающим. Мало того, что все грамотные специалисты, так еще и свои люди. И учителям своим, и коллегам я бесконечно благодарен.
– Вы сказали – «свои люди»…
– Да, именно так. Видите ли, всюду, а особенно в хирургии слаженный коллектив – практически половина дела. Взять операционную бригаду. Ее-то как раз и должны составлять «свои люди». У нас – так. Свои – в том смысле, что мне даже и говорить, к примеру, операционной сестре не нужно, какой инструмент подать в следующую секунду. Достаточно полувзгляда. Такие сестры ход операции знают наизусть. Более того, знакомы мои личные тонкости, слабости… Да им просто цены нет! Хотя зарплата у них имеет границы… о которых даже говорить неудобно. Обещали вроде к пятнадцатому году увеличить. Но пятнадцатый год ой как далеко, а коллектив нужно сохранять сегодня и каждый день.
– А как становятся хирургами? Ведь это не та работа, на которую попадают «случайно»…
– Если говорить о себе… В семье у меня медиков не было, я первый. Отец был агрономом, мама – учительницей. И получается, что династия врачей с меня и началась. Моя жена – тоже врач. С ней мы познакомились в университете. Она специалист по УЗИ. И дочь пошла по ее профилю. А вот зять – мой коллега. С той лишь разницей, что он нейрохирург, а я – торакальный хирург. Что же насчет выбора профессии, то, пожалуй, он определился еще в детстве. Не знаю, наверно, характер такой – с детства умел (и любил) выслушивать людей. А еще сострадать им, чему, считаю, нельзя научить даже в десяти университетах. Но главное – я чувствовал в себе готовность и способность помогать.
– Вы обмолвились о таком качестве, как сострадание. Безусловно, определяющая черта врача. Однако бытует мнение, что работа хирурга предполагает умение «абстрагироваться» от чужой боли, предполагает наличие так называемого «здорового цинизма». Так ли это?
– Нет, это ошибочное мнение. Сострадание «излишним» не бывает. Да и от чего абстрагироваться? От жизни? Это невозможно! Увы, болезни такая же часть нашей жизни, как и любой другой ее аспект, и приуменьшать значение боли и страданий недопустимо, особенно врачу. Есть два основных принципа хирургии, которых я придерживаюсь, это сострадание и смирение.
– Смирение?
– Именно. Иногда надо иметь в себе силы смириться с тем, что, к примеру, какую-то операцию ты сделать не можешь. Тут неуместен апломб. И если есть специалисты более высокого уровня – надо отдавать себе в этом отчет и смирять гордыню. Поскольку все так или иначе сводится к каноническому «не навреди».
– Слово «смирение» звучит несколько «религиозно». Вы – верующий человек?
– Вы знаете, с годами становишься верующим. Хотя врач, казалось бы, человек науки, все же и у нас есть место чудесам. Бывает так: больной совершенно
«неперспективный», а подчас и безнадежный (с точки зрения академической науки)… Но вдруг смотришь – он постепенно выздоравливает. И таких случаев немало. В этом я и вижу эффект «присутствия чуда». Да и вообще хирурги не бывают безбожными, неверующими. Сама жизнь часто заставляет верить и надеяться. Ведь, идя каждый день на операцию, ощущаешь на себе колоссальную нагрузку. Чего стоит одно осознание того, что в твоих руках – жизнь человека! Тем более что я и мои коллеги проводим сложнейшие операции, многие из которых – уникальны. К примеру, операции на сонных артериях.
– Случались ли операции, которые запомнились особо?
– Те, что, закончились благополучно, не запоминаются. Гораздо дольше и ярче держатся в памяти те, что потребовали огромного труда. Была одна девушка с сильным ожогом пищевода (из тех – «безнадежных»). С ней мы занимались долго. И, слава богу, она выздоровела. Или мужчина с арсенала, конечность которого висела «на нитке». Но мы не пошли на ампутацию – и были вознаграждены, как говорят, за труды.
– Но ведь одних сосудов, небось, пришлось сшить немерено!..
– Так и было. Кстати, если есть возможность, то поврежденный сосуд заменяется сосудом с другого места (обычно – с ноги). Из соображений приживаемости. Дело в том, что синтетические протезы в ряде случаев (травма, инфекция) применяются крайне осторожно, поскольку нередки случаи отторжения.
– А условия для столь сложных операций у нас, что называется, соответствуют?
– Да. И условия, и персонал. А вообще суть здравоохранения на сегодняшний день заключена в профилактическом направлении. Поверьте, это очень важно. Сколько бы денег мы ни вкладывали в борьбу с болезнями – их не хватит, если само население к своему здоровью будет относиться плохо. В Китае, например, профилактические меры поставили во главу угла – и как результат увеличилась продолжительность жизни.
– Это, наверное, довольно широкий комплекс мер?
– Нет, вы знаете, комплекс мер небольшой. Первое – отказаться от курения. Второе – максимально уменьшать количество потребления алкоголя. И в-третьих, – обязательные ежедневные получасовые занятия. Это могут быть любые упражнения, абсолютно бессистемные. Да хотя бы просто прогуляйтесь, но более быстрым шагом, нежели обычно.
– Касаемо алкоголя и табака – на что они влияют наиболее пагубно?
– Курение – одна из первопричин сосудистых заболеваний, натуральный бич. Никотин сам по себе способствует сгущению крови и накоплению холестериновых бляшек. Это приводит к закрытию сосудов с последующим развитием инсульта, гангрены конечностей и инфарктам. Тех больных, особенно молодых, которым мы ампутируем ноги, обычно я спрашиваю, давно ли они курят. И мне нередко отвечают, что с пяти-семи лет. Кстати, женщины, большинство которых не курит, не болеют атеросклерозом, причиной которого опять же является никотин. Хочу сказать, что бросить курить имеет смысл в любом возрасте, с любым стажем курильщика.
– А что насчет алкоголя?
– Вы понимаете, вот, например, считается, что красное вино полезно. И это действительно так. Оно способствует улучшению кровообращения. В нем присутствуют антиоксиданты, способствующие обогащению крови кислородом. Но дело в том, что зачастую, да почти всегда, нам изменяет чувство меры. Алкоголь в лечебных целях я бы не советовал. Потому что никто не остановится на рекомендуемых пятидесяти граммах.
– Какие-то особые рекомендации читателям «Народной газеты» дадите?
– Кроме того, о чем уже сказал, пожалуй обращусь к людям, чей возраст «за сорок»: им нужно пройти ультразвуковое исследование сосудов нижних конечностей и сосудов головного мозга. После сорока наиболее вероятно развитие атеросклероза. И если обнаружить симптомы вовремя – то и лечить будет проще.
ДОСЬЕ «НГ»
Ильдус Изахович Гумеров родился 14 апреля 1958 года в Буинске Татарской АССР. Окончил медицинский факультет Казанского государственного университета. Врач высшей квалификации, заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук. Основные направления деятельности: оперативные вмешательства на сонных артериях, хирургия пищевода, легких, хирургическое лечение заболеваний брюшного отдела аорты, артерий нижних конечностей, торакоскопическая хирургия, минифлебэктомия и прочее. Является членом Российского общества ангиологов и сосудистых хирургов, внештатным сосудистым и торакальным хирургом департамента здравоохранения и фармации Ульяновской области.
Текст: Алексей БАЛАЕВ
Фото: Владимир ЛАМЗИН
http://www.narodka.com/news/interview/2012/10/11/ildus-gumerov-ne-byivaet-xirurgov-bezbozhnikov/
Читайте также:
Ильдус Гумеров – лучший хирург России