В Ульяновске по обвинению в получении взятки арестован министр строительства облправительства Михаил Шканов. По версии следствия, чиновник с сообщницей брали деньги у предпринимателей за положительное решение конкурсной комиссии о выделении грантов. Чиновники сомневаются, что господин Шканов мог влиять на итоги конкурса, однако члены конкурсной комиссии допускают, что теоретически на результаты можно повлиять при подготовке экспертной оценки.
В отношении министра строительства Ульяновской области Михаила Шканова возбуждено уголовное дело по факту вымогательства и получения взятки организованной группой (п. «а», «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ), сообщило во вторник региональное следственное управление СКР. Министр был задержан с поличным в понедельник в момент передачи ему взятки через его сообщницу.
Ранее, в тот же день, она (по данным „Ъ“, это руководительница компании «Гео-Комплекс» Наталья Григорова) получила деньги от начинающих предпринимателей за обеспечение положительного решения о выделении на их проекты субсидий (грантов) в рамках региональной программы развития предпринимательства. Всего в понедельник подозреваемыми было получено 60 тыс. рублей — по 30 тыс. от двух бизнесменов, после чего сообщница поехала к министру и передала ему часть средств.
Вчера министру было предъявлено обвинение и он был арестован с санкции суда. От дачи каких-либо показаний и признания своей вины он отказался. Наталья Григорова также отказалась от дачи показаний, предъявление ей обвинения сорвалось — в этот момент ей стало плохо, была вызвана «Скорая помощь». Министр и его сообщница в среду еще находились в ИВС.
Напомним, Михаил Шканов 20 лет проработал в строительстве, пройдя путь от мастера до гендиректора треста №2 «Главульяновскстроя», с 1998 по 2002 годы — заммэра Ульяновска, с 2002-го по 2005-й — первый заместитель губернатора Владимира Шаманова, в 2010 году снова приглашен в облправительство на пост министра. В 2000 году баллотировался на пост мэра Ульяновска, в 2004-м — на пост губернатора.
По утверждению следствия, это была «далеко не первая взятка». «Подозреваемые получали деньги от претендующих на гранты предпринимателей с 2011 года, и всего таких случаев, наверное, больше десятка. Тариф за положительное решение был в размере от 30 до 50 тысяч рублей», — пояснил старший помощник руководителя СУ СКР Александр Сорокин. По его словам, факт получения взятки зафиксирован на видео- и аудионосители. О вымогательстве стало известно от самих предпринимателей, после чего за министром было установлено оперативное наблюдение. При этом господин Сорокин отметил, что «ни министр, ни министерство строительства к решениям о выдаче грантов отношения не имели»: «Видимо, он договаривался с теми, от кого это зависело, или в эту группу входили члены комиссии — пока сказать трудно».
Чиновники облправительства такого поворота событий не ожидали. «Я обескуражен и сильно расстроен, потому что тень падает на всю систему развития предпринимательства», — говорит директор департамента развития предпринимательства Руслан Гайнетдинов. Он отмечает, что в комиссии, принимающей решения по выдаче грантов, 26 членов — «все авторитетные люди, половина — от объединений предпринимателей, половина — чиновники», сам министр в ее состав не входил. «Говорить, что купили комиссию — смешно», — подчеркнул собеседник.
«Для меня это самый большой вопрос, как Михаил Шканов мог повлиять на решение конкурсной комиссии, — удивляется ее председатель, министр экономики Олег Асмус. — На всю комиссию повлиять невозможно — она большая и разношерстная, там всегда были большие споры и никогда не чувствовалось подготовленности решений».
В то же время член комиссии, исполнительный директор реготделения «Опоры России» Галина Тимохина полагает, что «теоретически такая возможность есть, если в органе найдется заинтересованное лицо, которое начнет давить на остальных». Другая «теоретическая возможность», по ее мнению, — экспертная оценка проекта профильной министерской комиссией (к примеру — минстроя), «потому что ей доверяют», «и если дано отрицательное заключение на проект, то его рассматривают более тщательно». «Но бывало, что при отрицательном заключении экспертов проект становился победителем конкурса, а при положительном забраковывался», — отмечает госпожа Тимохина.
Адвокат Михаила Шканова Елена Мытарина от комментариев отказалась, отметив, что «пока еще рано».
По инкриминируемой статье Михаилу Шканову в случае подтверждения его вины грозит наказание в виде штрафа от 70-кратной до 90-кратной суммы взятки или лишение свободы на срок до 12 лет.

Сергей Титов, Ульяновск
kommersant.ru/doc/1963106