На рассмотрение Госдумы внесен очередной проект, который может значительно изменить мир материнства и детства. Причем, будем надеяться, в лучшую сторону. Речь идет о законопроекте «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», подготовленный «Справедливой Россией». Попросту – о материнском капитале.

Напомним, что данная инициатива уже рассматривалась Госдумой и правительством в апреле 2013 года, но была отклонена. Сейчас ее разработчик, депутат от «Справедливой России» Александр Агеев, вновь предлагает продлить сроки выдачи материнского капитала, распространить его действие на третьего и последующих детей, а также разрешить расходовать полученные средства до момента достижения одним из детей трехлетнего возраста на медицинскую помощь детям.

Очевидно, что на этот раз Госдума отнеслась к проекту более серьезно: во всяком случае, в июле президент Владимир Путин заявил о будущей «адресности» программы, а это может означать лишь одно – в том или ином виде она, все же, будет утверждена.

Материнский капитал сегодня и, возможно, в будущем

Материнский (семейный) капитал – форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. По сути своей, эта программа уникальная – подобных мер нет ни в одной стране мира. Сертификат выдается с 1 января 2007 года при рождении (или усыновлении) второго, третьего или последующего ребенка, имеющего российское гражданство. Материнский капитал исправно индексируется с учетом инфляции. Сумма материнского капитала в 2013 году составила 408 тысяч 960 рублей.

За прошлый год в Закон о материнском капитале были внесены две полезные поправки: его разрешили получать одиноким отцам, а также этими средствами стало возможно оплачивать детский сад. Однако многие родители недовольны существующим положением вещей: в особенности, размером выплаты, ограничениями по ее использованию и формой безналичного расчета. Многих заранее тревожит и то, что материнский капитал обещано выплачивать лишь до 31 декабря 2016 года.

Сейчас, согласно букве закона:

1. Поощрение предоставляется только один раз (при рождении третьего ребенка, если деньги на второго были получены, материнский капитал уже не дадут).

2. Использовать материнский капитал можно лишь после достижения ребенком возраста трех лет (кроме случаев, когда сертификат направляется на улучшение жилищных условий семьи).

3. Материнский капитал может быть потрачен только на улучшение жилищных условий, а также на образование ребенка, либо на пенсионные накопления матери. Все это – с определенными оговорками.

Что, возможно, будет:

1. Предложено снять ограничение на выдачу материнского капитала: то есть, сертификат можно будет получить не только на второго, но и на третьего, и на всех последующих детей. Данные нормы предполагается распространить и на усыновленных детей.

2. Задумано расширить сферу применения выплаты: по мнению депутата Агеева, эти средства нужно использовать при необходимости и до трехлетия ребенка – например, для оказания ему высокотехнологичной медицинской помощи, а также для реабилитации детей-инвалидов.

3. Третье нововведение, предусмотренное законопроектом, – дальнейшее уравнивание в правах мужчин и женщин. Сейчас мужчина – единственный усыновитель второго и последующих детей – имеет право на маткапитал, но не может использовать его на формирование накопительной части пенсии. Этот недостаток предлагается устранить.

4. Пожалуй, самое важное – планируется сделать выплаты материнского капитала практически бессрочными, то есть отменить пресловутую «границу», обозначенную 31 декабря 2016 года. Пока что речь о продлении срока выплат заходила только на парламентских слушаниях, где были озвучены предложения о продлении срока выплат до 31 декабря 2025 года. Появился шанс, что ограничение и вовсе уберут.

Если законопроект будет принят, то данные поправки могут вступить в силу уже 1 января 2014 года.

Заработает ли новая формула материнского капитала?

Дополнительные деньги, которые неизбежно потребуются на данный проект, предлагается привлекать, в том числе, из накоплений Фонда национального благосостояния. Именно это стало тем камнем преткновения, из-за которого законопроект и был отклонен в прошлый раз. В апрельском отзыве, подписанном вице-премьером Сергеем Приходько, говорится о том, что цель работы ФНБ (согласно статье 96-10 Бюджетного кодекса) – обеспечение стабильности пенсионной системы. Иных направлений расходования его средств законодательство не предусматривает. То есть, деньги на материнский капитал в «новом» виде должны быть найдены где угодно, но только не за счет пенсий. Что, кстати, вполне логично.

Однако и в этот раз автор проекта не предлагает никаких иных путей решения проблемы. Неужели наше государство настолько бедно, что невозможно изыскать средства из других статей бюджета, причем опираясь на закон?

Второй спорный момент: использование средств материнского капитала на оказание ребенку высокотехнологичной медицинской помощи или на реабилитацию ребенка-инвалида. Согласно заключению Минтруда, это фактически приведет к переложению расходов государства в сфере охраны здоровья на родителей или усыновителей. Однако, как пишет газета «Коммерсантъ», часть медпомощи в России все равно не покрывается системой ОМС, а система высокотехнологичной помощи, финансируемой на федеральном и региональном уровне, работает с очередями. Да и часть расходов на реабилитацию ребенка-инвалида тоже не покрывается системами ОМС и ВТМП. То есть, и сейчас семьи с детьми вынуждены повсеместно пользоваться платными медицинскими услугами, о чем в Госдуме, видимо, не подозревают.

Эксперты о материнском капитале

Согласно выводам Ассоциации независимых центров экономического анализа, материнский капитал, в том или ином его виде, не решает главного поставленного вопроса – увеличения коэффициента рождаемости в стране. Конечно, материнский капитал – это лучше, чем ничего, особенно в таком его виде, как предлагает «СР», но сами граждане оценивают возможные последствия предложенных мер с умеренным оптимизмом. По последним данным исследования «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе», около четверти граждан оценили эти меры как малоэффективные с точки зрения их возможности повысить рождаемость в России. Многие отмечают, что гораздо более полезной была бы не выплата единовременного денежного пособия, а совсем другое: увеличение дотаций на время отпуска по уходу за ребенком и увеличение размера ежемесячного пособия на детей в возрасте до 1,5 лет.

Директор Института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики Сергей Смирнов и вовсе называет выплату материнского капитала «очень неоднозначной мерой»: «Эти средства имело бы смысл тратить на текущую поддержку семьи, потому что масштабы соцподдержки увеличиваются, но возникают проблемы с их рациональным распределением», – говорит он.

Директор Института демографических исследований Игорь Белобородов также ставит под сомнение оптимистичные данные по рождаемости, связанные с предоставлением материнского капитала: «Рост показателей обеспечивается сейчас благодаря тому всплеску рождаемости, который произошел в 80-х годах прошлого века, а также благодаря потоку мигрантов, у которых репродуктивные установки оказываются заведомо выше, чем у коренного населения. И это позволяет чиновникам лукаво заявлять о решении демографических проблем». Профессор уверен, что только стабильная и продуманная социальная политика, касающаяся всех сторон жизни семей с детьми, поможет нам выбраться из демографического тупика.
Источник