Дизайн одежды – длительный творческий процесс, в результате которого создаются шедевры. При этом мысли главного творца – дизайнера – целиком и полностью посвящены созданию образов.

Алина Сероштан, партнер Патентно-юридического агентства “Синергия”, патентный поверенный Украины, для UBR.UA

Но позвольте задать Вам несколько вопросов. Как Вы считаете, уязвима ли Ваша собственность? И в данном случае я говорю не о Вашей недвижимости, а о той собственности, которая появляется на свет посредством Вашего творческого участия – о собственности интеллектуальной. Вот здесь и начинается самое интересное. Ведь если Ваша одежда, обувь, сумочки, аксессуары продаются хорошо и пользуются спросом – найдутся недобросовестные игроки, которые захотят нажиться на Вашем кропотливом труде.

Например, скопируют форму или дизайн, но прикрепят другой лейбл. Или полностью скопируют Ваши продукты и будут реализовывать их под Вашим именем, но в таком качестве, что после двухразовой носки эта вещь потеряет всякий вид и отправится прямиком на свалку. Не заденет ли это Вас? Если нет – тогда, возможно, у Вас другие цели и требования к результатам своего творчества, и такие риски волнуют Вас меньше всего. А если эти действия вызывают возмущение и негодование – раскрываем секреты, которые помогут бороться с нарушителями.

Итак, если Вы заботитесь о своем имидже, уникальности коллекций, придуманном дизайне, и важно, чтобы ничего не бросало тени на Ваше имя, задайте себе вопрос: как обстоят дела с моей торговой маркой, авторскими правами и правами на внешний вид изделий? Это главные инструменты охраны и защиты результатов Вашего творчества. И если кто-то говорит Вам о том, что это все в нашей стране не работает, поверьте – еще как работает! Главное, чтобы рассказчик был специалистом, а не человеком, наученным на горьком опыте или слухах.

Защитить себя дизайнер может посредством трех китов: торговой марки, промышленного образца и авторского права. В данной статье мы с Вами поговорим о таком интересном и полезном объекте интеллектуальной собственности, как торговая марка. Авторские права и права на промышленные образцы будут рассмотрены в следующем материале.

Три пункта о торговой марке, которые полезно знать:

– Если у Вас есть у Вас охранный документ (свидетельство на знак для товаров и услуг) – значит, есть права на торговую марку. Нет охранного документа – Вашу торговую марку может зарегистрировать другое лицо на свое имя. И закон будет на его стороне, пока в судебном порядке Вы не докажете его недобросовестность.

– Торговая марка охраняется территориально, и если Вы регистрируете ее в Украине – она будет охраняться только в Украине. В таком случае при нарушении прав на Вашу ТМ, к примеру, в Российской Федерации, привлечь нарушителя к ответственности Вы не сможете. Поэтому при выходе на другие рынки позаботьтесь о регистрации ТМ в этих странах.

– Торговая марка регистрируется в отношении определенных товаров или услуг, которые объединены в классы. И здесь нужно быть очень внимательными. Безусловно, если Вы создаете одежду, – регистрировать торговую марку нужно для того класса, в который входит одежда. Но сразу подумайте: ограничиваться ли только этим? Ведь есть еще обувь, аксессуары: платки, шарфы, сумки, зонты, бижутерия…

Совет от патентного поверенного: при регистрации торговой марки думайте как с точки зрения будущего производства, так и с точки зрения защиты своего бренда. Что имеется в виду? Например, Вы определились, что будете в ближайшее время заниматься ТОЛЬКО одеждой и не хотите дополнительно вкладывать деньги в регистрацию товаров, которые производить не планируете: скажем, сумки, зонты или другие смежные товары. Но другое лицо может это сделать беспрепятственно.

В этом-то и скрыт невидимый с одной стороны риск угрозы для Вашей ТМ. Ведь в случае ее регистрации другим лицом для смежных товаров Вы уже не сможете их выпускать. Но это еще полбеды. Самое неприятное – это то, что потребители смежных товаров могут считать именно Вас их производителем! И покупать их только по этой причине! И вот тогда встанет вопрос о качестве этих товаров, о влиянии такой ситуации на Ваш бренд и Ваш имидж… Именно поэтому подбор классов товаров и услуг – один из самых важных моментов, который и будет определять Ваш объем прав на торговую марку в будущем.

Приведем наглядный пример, связанный с торговой маркой известного дизайнера Алексея Залевского. Если посмотреть по Базе зарегистрированных знаков для товаров и услуг мы увидим, что есть ТМ “ZALEVSKIY”, владельцем которой является непосредственно сам дизайнер. ТМ зарегистрирована в отношении товаров 25 класса (производство одежды, обуви), услуг 41 (развлечения, выставки и т.п) и части услуг 42 (дизайн) классов. Смотрим дальше. Есть еще две схожие ТМ, а именно: “ZALLEVSKI” (для товаров 6 класса – двери металлические, услуг 35 – продвижение товаров и 40 классов – обработка материалов, кузнечные работы), и “ZALEVSKY” (для услуг 42 класса – услуги по архитектуре, создание веб-сайтов). У них разные владельцы, но суть не в этом. Понятно, что Алексей Залевский не может выпускать кованые изделия, да и вряд есть в этом необходимость.

Главное заблуждение, которое в данном случае может быть – обычные люди думают, что именно он занимается их производством, – и это может приводить к различным недоразумениям. ТМ “ZALLEVSKI” в настоящий момент действительно используется для производства кованых изделий. И уже сейчас к дизайнеру поступают звонки с вопросами на эту тему…

Собственно, отсюда и понятный вывод: советуйтесь со специалистами в сфере интеллектуальной собственности перед таким ответственным шагом, как регистрация торговой марки. Потому как даже простая ошибка или недосмотр в подборе классов может повлечь за собой массу неприятностей или разочарований в будущем.

В прошлой статье мы говорили о причинах, по которым стоит регистрировать свою собственную торговую марку, если вы решили посвятить свою деятельность миру моды. В этой же статье поговорим о том, как защитить свой бренд после регистрации.

Алина Сероштан, партнер Патентно-юридического агентства “Синергия”, патентный поверенный Украины, для UBR.UA

На ошибках других – учатся, но не повторяют. Думаю, Вы согласитесь, что если у человека что-то хорошо получается, и он еще за это получает солидный доход, у такого человека можно поучиться. Но одно дело – поучиться, а другое – украсть чужую интеллектуальную собственность. И для того, чтобы Вашу торговую марку не украли, нужно проводить регулярные мониторинги, вовремя выявлять и пресекать нарушения. Это можно делать самостоятельно либо обратиться к специалисту – ведь речь идет о качестве результата. Рассмотрим, как же могут нарушаться права на торговую марку.

Итак, существуют откровенные пираты, которые “один в один” копируют бренд – здесь достаточно легко доказать нарушение. Однако бывают случаи, когда используются схожие обозначения – имитации – и тогда все не так однозначно. Уже давно существуют разные виды имитаций, при которых ТМ настолько незначительно отличаются от оригинала, что у потребителя возникает отчетливая ассоциация с оригинальной торговой маркой. При этом ложные товарные знаки имитируют известные марки, чтобы воспользоваться “авторитетом”, который те завоевали у покупателя.

Ниже будут приведены два случая, когда производилась имитация известных торговых марок и возникли споры. Давайте посмотрим, чем же эти споры закончились.

Случай, который произошел в Российской Федерации – торговая марка “Dolki kabana/ Дольки кабана”.

Московский предприниматель Виктор Матвиенко не смог зарегистрировать товарный знак “Dolki kabana/ Дольки кабана” из-за схожести со всемирно известным брендом Dolce & Gabbana.

Поводом для разбирательства в Палате по патентным спорам послужил отказ Роспатента от 14 марта 2011 года в регистрации товарного знака “Dolki kabana/ Дольки кабана”.

Роспатент ссылался на заключение экспертизы, согласно которой заявленное обозначение воспроизводит в искаженном написании наименование всемирно известной марки Dolce & Gabbana. В связи с этим в Роспатенте пришли к выводу, что регистрация заявленного обозначения способно ввести в заблуждение потребителя относительно производителя товаров и услуг.

Однако Виктор Матвиенко не согласился с решением и обратился с возражением в Палату по патентным спорам. В нем он ссылался на то, что заявленное обозначение и “Dolce & Gabbana” не сходны по семантике (смыслу).

“Dolki kabana/ Дольки кабана” является фантазийным словосочетанием и обладает вполне конкретным смысловым значением – мелко нарезанное мясо с прослойкой сала. Словосочетание Dolce & Gabbana образовано путем слияния двух не связанных между собой слов, представляющих собой фамилии двух итальянских дизайнеров – Доминико Дольче и Стефано Габбана”.

Кроме того, Виктор Матвиенко усомнился во всемирной известности знаков Dolce & Gabbana.

Однако Палата по патентным спорам не согласилась с этими доводами и отказала в регистрации знака “Dolki kabana/ Дольки кабана”. В решении говорится, что “данные словосочетания имеют близкий состав согласных и гласных звуков и совпадающие звукосочетания в их начальных и конечных частях. При этом они исполнены буквами латинского алфавита, а наличие в обозначении Dolce & Gabbana амперсанда (&) не является определяющим при восприятии сравниваемых обозначений в целом”. “Присутствие в сети Интернет сведений о марке итальянского дома моды Dolce & Gabbana и о соответствующей продукции позволяет прийти к выводу об осведомленности потребителей о товарах, маркированных знаком Dolce & Gabbana, — указано в документе.

Второй случай, который привел к конфликту между двумя дизайнерами: Лабутеном и Ив Сен Лораном, – произошел в США. Дело “о красных подошвах” вызвало большой резонанс. Внесу определенную ясность.

Для начала напомню, что в 2008 году компания Кристиан Лабутен зарегистрировала в качестве товарного знака красный цвет подошв обуви. В начале 2011 года компания подала иск против YSL, утверждая, что эта деталь дизайна туфель у конкурентов копирует их собственный дизайн.

Суд США не признал эксклюзивного права Louboutin на использование в дизайне красной подошвы, характерной для обуви этой марки. Это спорное решение суда по иску против YSL заинтриговало специалистов в области защиты интеллектуальной собственности, поскольку ранее Christian Louboutin удалось зарегистрировать эту узнаваемую деталь туфель в качестве товарного знака.

Суд отклонил требование модного дома Christian Louboutin к Yves Saint Laurent о запрете продажи туфель YSL с красной подошвой. В своем решении судья отметил, что Louboutin вряд ли сможет доказать, что использование красного цвета заслуживает защиты в качестве торговой марки “в связи с тем, что в индустрии моды цвет выполняет декоративные и эстетические функции, необходимые для здоровой конкуренции”.

“Ни один дизайнер не должен обладать монополией на цвет”, — прокомментировал данное решение представитель Ив Сен Лорана.

Однако использование сочетаний цветов часто защищается в качестве торговой марки. Например, защитой пользуются знаменитая клетка Burberry, синие коробки Tiffany’s и монограмма Louis Vuitton.

При этом решение по иску Louboutin стало первым в своем роде.

Одни встали на сторону Ив Сен Лорана, говоря о том, что такое использование цвета выходит за рамки распознавательной функции, которая позволяет потребителю отличить продукцию одной компании от другой.

А другие встали на сторону Лабутена и решения патентного ведомства, которое согласилось зарегистрировать в качестве товарного знака красный цвет. Некоторые считают, что Кристиан Лубутен создал “одну из самых культовых торговых марок 21 века”.

И вот совсем недавно Апелляционный суд Нью-Йорка передал эксклюзивное право на использование в дизайне обуви красной подошвы французскому модному дому обуви Christian Louboutin.

Судьи сочли, что красная подошва туфель Christian Louboutin может считаться зарегистрированной торговой маркой, а следовательно подлежит защите. Суд согласился с тем, что подобный дизайн обуви является “отличительным символом, подлежащим защите в качестве торговой марки”. Модному дому Yves Saint Laurent разрешили производить обувь с красной подошвой только в том случае, если все туфли, а не только подошва, будут красного цвета.

Безусловно, Вы можете возразить, что у нас все рынки завалены пиратской продукцией и никак это не побороть. Разрешите мне не согласиться с Вами. Намерение определяет цель. Если у бренда будет цель побороть “пиратство”, то поверьте – он это сделает. Возможно, причина, по которой компании не собираются бороться с этим – это отсутствие в таких местах их целевой аудитории. Ведь, если вложить немалые средства в борьбу с пиратством, то не будет поддельных “барбери” или “адидаса”. Однако, вряд ли покупатели Петровки или Троещины пойдут покупать “оригинальные” бренды.

“Не было бы счастья – так несчастье помогло” – гласит народная пословица. Что нельзя сказать в случае “несчастья” с интеллектуальной собственностью. Ведь речь идет о деле: и не важно, приносит оно доход или просто для “души”, дело всей жизни или одно из дел (направлений) Вашего бизнеса. В любом случае Вы вкладываете в него ресурсы: материальные, трудовые, физические, и оно становится частью Вас, в некотором смысле. Поэтому Вам, и только Вам решать: будете ли Вы делиться своей интеллектуальной собственностью по доброте душевной или выдавать разрешения на использование на платной основе. Но последний вариант Вы сможете реализовать только в том случае, если у Вас есть права на объект использования, если нет – смотрите пункт первый либо обращайтесь в суд.
http://ubr.ua/