Прокуратура Ульяновской области в ходе проверки исполнения органами власти законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения лекарствами льготных категорий населения, выявила многочисленные нарушения.

Так, в целях повышения уровня информатизации системы здравоохранения регионом на безвозмездной основе был получен и введен в действие Комплекс прикладных программ Типовой информационной системы льготного лекарственного обеспечения населения Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

Однако прокуратурой выяснено, что ввиду отсутствия надлежащего контроля Министерства здравоохранения Ульяновской области за его работой отдельные лечебно-профилактические учреждения Мелекесского района, а также г. Димитровграда до настоящего времени не имеют возможности получать сведения об остатках лекарственных препаратов в функционально закрепленных аптечных организациях соответственно ООО «Здрава» и ОАО «Димитровград-Фарма».

Вместе с тем несвоевременное введение в программу сведений об обслуженных рецептах исключает возможность осуществления чиновниками эффективного контроля за достоверностью данных об обеспечении пациентов лекарственными препаратами по рецептам, выписанным в соответствии с медицинскими показаниями.

Более того, прокуратурой установлено, что ввиду уклонения от реализации контрольных полномочий Минздравом области до настоящего времени не организован сбор и анализ информации о причинах образования значительной разницы между выписанными и обслуженными рецептами, в то время как за 11 месяцев 2012 года медицинскими организациями региона не обслужено свыше 2,5 тыс. рецептов на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, а также специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов.

Фактический же отказ от осуществления должностными лицами названного органа исполнительной власти контрольных функций способствовал распространению практики искажения статистической отчетности о ходе реализации соответствующей программы.

Также установленные в пунктах выписки и отпуска лекарственных препаратов программные комплексы являются функциональными компонентами единого программно-технологического Комплекса и имеют один центр консолидации данных. При этом доступ к ним имеют работники как общества с ограниченной ответственностью «СофтЛайн», так и аптечных организаций частной формы собственности.

Между тем, прокуратурой выяснено, что коммерческие структуры были наделены правом обработки персональных данных льготных категорий граждан в отсутствие заключенного с ними договора, что не обеспечивало безопасность при обработке сведений личного характера.

По-прежнему недостаточным является финансирование региональным Министерством здравоохранения соответствующих расходных обязательств.

Дефицит составляет более 100 млн. рублей, однако в областном бюджете средства на покрытие соответствующих расходов так и не были предусмотрены, в связи с чем объемы поставленных в текущем году в лечебно-профилактические учреждения медикаментов были существенно занижены.

Отсутствие достаточного количества лекарственных препаратов для льготных категорий граждан способствовало нарушению лечащими врачами медицинских учреждений требований ведомственных документов о выписке медикаментов исходя из тяжести и характера заболевания.

При этом медицинскими работниками учреждений здравоохранения по указанию Министерства была продолжена неправомерная практика сокращения заявок на необходимые лекарственные препараты.

Так, потребность Городских поликлиник №1 им. С.М. Кирова и №6 в финансовых средствах для обеспечения граждан необходимыми лекарствами в 2012 году составляла почти 60 млн. рублей. Однако она была руководством медицинских учреждений уменьшена, после чего согласована Министерством и утверждена на общую сумму едва превышающую 15 миллионов рублей.

Как результат, подобные действия по сокращению потребности лечебно-профилактическими учреждениями в необходимых лекарственных препаратах приводили к исключению из их персонифицированной заявки отдельных льготников либо замене необходимых им лекарств на более дешевые аналоги.

В частности, из заявки МСЧ №172 ФМБА России неправомерно был исключен ряд детей-инвалидов, вследствие чего их родители были вынуждены приобретать лекарственные препараты за свой счет. Лишь по искам Прокурора г.Димитровграда данные средства были возмещены в полном объеме.

Аналогичные факты пресечены Прокуратурами Железнодорожного района г.Ульяновска и Майнского района.  

Также Минздравом области не был организован должный контроль за соблюдением медицинскими и аптечными учреждениями законодательства о лекарственном обеспечении льготных категорий граждан. В текущем году его должностными лицами не было проведено ни одной тематической проверки.

При этом только в Старосахчинской участковой больнице (Мелекесский район) из 53 пациентов, страдающих инсулинозависимой формой сахарного диабета, средствами диагностики обеспечивались лишь 6 человек.

Аналогичным образом были лишены возможности получить бесплатные средства диагностики (тест-полоски) более 100 пациентов Городской поликлиники №6.

Кроме того, прокуратурой выяснено, что ввиду уклонения Министерства от реализации контрольных полномочий в Ульяновской области дети-инвалиды, страдающие галактоземией и целиакией, не обеспечиваются специализированными продуктами лечебного питания.

Ненадлежащим образом организован Министерством также контроль за соблюдением отдельными лечебно-профилактическими и аптечными учреждениями лицензионных требований и условий. В текущем году проверки соблюдения этого законодательства в государственных учреждениях здравоохранения районного звена Министерством не планировались и не проводились.

Между тем, Прокуратурами Ленинского района г.Ульяновска, Сенгилеевского, Базарносызганского районов были вскрыты факты как нарушения медицинскими и аптечными учреждениями лицензионных требований и условий, так и осуществления ими медицинской деятельности без лицензий.

Выявленные факты создают условия для различных злоупотреблений со стороны должностных лиц Министерства, лечебно-профилактических и аптечных учреждений, способствуют массовому нарушению гарантированных законодательством прав граждан на медицинскую помощь.

В этой связи Прокуратура Ульяновской области внесла заместителю Председателя регионального Правительства представление с требованием незамедлительно принять меры по устранению выявленных проверкой нарушений и привлечь к ответственности всех виновных должностных лиц.